Главная » Все Новости » Политика » «День России» как символ пропагандистской шизофрении

«День России» как символ пропагандистской шизофрении

12 июня россияне отмечают праздник, известный как «День России» – пожалуй, самую неоднозначную дату в новейшей истории страны. Принятая в этот день 17 лет назад  Декларация о государственном суверенитете (независимости) РСФСР формально еще не означала распад Советского Союза, но фактически стала одной из значимых вех этого процесса.

Однако после того, как Владимир Путин назвал крах СССР «крупнейшей геополитической катастрофой», а российская пропаганда на протяжении многих лет эксплуатирует образы из советского прошлого, вписать этот праздник в общую пропагандистскую канву становится все сложнее.

Дело в том, что все последние годы Кремль довольно успешно использовал в своих интересах радикально настроенные патриотические группы и движения, в первую очередь отличающиеся просоветским уклоном. Выгода от их использования казалась очевидной. С одной стороны, радикальные элементы играют важную роль в милитаристской мобилизации населения с одновременным упором на роли самого Владимира Путина как «вождя» «встающей с колен» России. С другой стороны, такие группы очень удобно использовать для шантажа Запада тем, что после Путина к власти может прийти условный «Гиркин», а потому выгоднее договариваться с «вменяемым» российским лидером.

К тому же в стране, не способной предложить никакой конкретной идеологии и позитивной модели развития, героизация прошлого становится единственным наполнением громогласной патриотической риторики. Фактически, вместо советского мифа о «светлом будущем» у россиян остается лишь идеализированное прошлое.

Кроме этого, «радикал-патриоты» весьма удобны для выполнения текущих тактических задач: расправы с неугодными олигархами под видом «борьбы с коррупцией», «перехвата» антикоррупционной темы у либеральной оппозиции и направление ее в удобное власти русло и т.д.

Однако у процесса постоянной искусственной мобилизации населения вокруг советского мифа существует и обратная сторона – искусственно возникающий запрос на тоталитарную идеологию. Постоянное искусственное создание экстремальных условий, непрекращающаяся война, нагнетание угрозы, внушение того, что «Россия находится в кольце врагов», призывы к терпению новых лишений во имя борьбы, нещадная эксплуатация исторических мифов, символов и образов для оправдания нынешней политики Кремля – все это неизбежно ведет к увеличению активной части населения, искренне стремящейся возродить «советский рай».

Но при этом советский миф, наряду с имперскими комплексами, готовностью к лишениям и одобрением милитаристской политики властей, прочно связан в сознании россиян с идеей социальной справедливости и тотальным неприятием олигархии (которая прочно ассоциируются с действующей властью). На фоне экономического кризиса можно заметить, что параллельно с «либеральными» протестами все большая часть искусственно погруженного в прошлое населения начнет требовать «подлинного социализма»: с гарантированными рабочими местами, отсутствием преступности, бесплатным образованием и здравоохранением и так далее. То есть требования именно того, что российская власть не в состоянии предоставить своему электорату.

Так вот, День России, похоже, стал ярким примером того, как одна часть пропагандистской политики вошла в конфликт с другой ее частью. Так, накануне праздника на провластном уральском портале «Ура.ру» появилась статья историка Максима Артемьева о том, почему 12 июня не отмечается в России с тем же чувством, с которым, допустим, отмечается День Независимости в США или День взятия Бастилии во Франции.

В частности, автор сетует на то, что принятая в этот день Декларация стала «еще одним этапом развала СССР, сегодня признанного «крупнейшей геополитической катастрофой XX века«. Далее, в лучших традициях современной идеологии «русского мира», Артемьев заявляет, что «СССР и являлся исторической Россией, а ее следствием становилось усечение ею самой себя наполовину, отдача другим странам двадцати пяти миллионов этнических русских, искусственное разделение единого народа, легитимация ленинско-сталинских границ«. Подобный постулат, конечно, хорош для обоснования российской военной агрессии в соседних странах, но привязать его к торжественным празднованиям 12 июня как-то не выходит.

Ну и, наконец, последний тезис Артемьева прямо бьет по сегодняшней российской власти, попеременно называющей себя то наследниками СССР, то российской империи, то постперестроечной России:

«Нынешняя власть крайне осторожна: как не отказывается она от большинства советских праздников и названий, за исключением даже не одиозных, а неудобных по каким-либо соображениям (например, 7 Ноября), так не отрекается и от своей ближайшей родословной. А происходит она именно от людей, взявших власть в РСФСР в 1990 году… Налицо парадокс: на словах Кремль рвет с теми, кто «разваливал» страну, на деле же бережно относится к их наследию«.

Конечно, эта статья еще не доказывает, что монстр, созданный российской пропагандой, начал выходить из-под ее контроля, однако подобные настроения начинает разделять все большая часть активного «патриотического электората». Интересно, как при этом сами российские пропагандисты стараются завуалировать созданную ими идеологическую шизофрению, пытаясь «совместить несовместимое».

Так, вопреки недовольству «патриотов», одиозный пропагандистский канал НТВ назвал День России «праздником национального единения, свободы, гражданского мира и общей ответственности за настоящее и будущее нашей Родины«. При этом забавно, что праздничное вещание на телеканале начинается с исторического фильма «Русский бунт».

Фото: EPA/UPG

«Во времена царствования Екатерины II в глубокой российской провинции беглый каторжник Емельян Пугачёв объявил себя императором Петром III. Под знамена самозванца встали отряды казаков и беглые крепостные«, – говорится в анонсе. Напомним, что именно на 12 июня назначены масштабные антикоррупционные акции протеста, и потому пропагандисты изо всех сил стараются, чтобы недовольное население сидело на экранах и ужасалось «деструктивности» русского бунта трехсотлетней давности вместо того, чтобы самим принимать участие в чем-то подобном сегодня.

«Первый канал», в свою очередь, решил примирить с новым праздником выходящую из-под контроля советскую ностальгию, и потому предусмотрительно запустил накануне праздника документально-игровой фильм «Страна советов. Забытые вожди». В сам День России пропагандисты не нашли ничего лучше, как опять проэксплуатировать две самые любимые ими темы: Вторую Мировую войну и Крым, показав «премьеру документального фильма Наталии Гугуевой о военных летчиках, которым пришлось сделать непростой выбор – «Крым. Небо Родины«.

Телеканал «Россия 1», похоже, решил не заморачиваться сложными пропагандистскими конструкциями и анонсировал на праздники поток развлекательных сериалов, а затем – трансляцию из Кремля церемонии вручения государственных премий РФ и праздничный концерт.

Однако все эти полуразвлекательные телепродукты вряд ли смогут снять возникающее напряжение между Кремлем и порожденной им плеядой «новых коммунистов», высказывающих все больше претензий к своему создателю. Если же добавить к этому серию массовых «либеральных» протестов, настроение российских властей вряд ли можно будет назвать праздничным.

Ксения Кириллова

Источник: www.kasparov.ru

13.06.17.