Герберт Мейер (Herbert Meyer) на основе своих солидных исследований сделал тот же вывод, что и Рональд Рейган на основе своей интуиции.
20 лет назад летом начали быстро разворачиваться события, приведшие к распаду Советского Союза. В июне 1991 года в ходе свободных выборов Бориса Ельцина избрали президентом Российской Федерации, а Михаил Горбачев продолжал держаться за власть, находясь во главе непрочного СССР. В августе сторонники жесткой линии из коммунистических рядов попытались осуществить переворот с целью свержения Горбачева, и это привело к ошеломляющей череде деклараций о независимости со стороны советских республик. Только в августе независимость провозгласили семь из них, а к середине декабря их примеру последовали еще четыре.
Все было понятно, как жирная надпись на стене – не Берлинской, которая пала двумя годами ранее, а кладбищенской. И на этом кладбище истории СССР вскоре записали в книгу умерших.
Было 25 декабря 1991 года – день, когда Запад празднует Рождество (которое Советы пытались запретить). В этот день Горбачев объявил об уходе в отставку и погасил свет в Империи зла, которая лишила жизни десятки миллионов людей.
Историки спорят по поводу того, кому принадлежит главная заслуга в этом распаде. Они говорят о Горбачеве, о Рональде Рейгане, о Папе Иоанне Павле II, о Маргарет Тэтчер, о Лехе Валенсе, о Вацлаве Гавеле и о многих других. Об этих людях пишут книги. Однако были и многие другие закулисные игроки, сыгравшие в этом деле важнейшую роль, но так и не попавшие на перо историков. Здесь я хотел бы отметить одного такого игрока: Герберта Мейера. А если говорить конкретно, то я хотел бы уделить внимание удивительной служебной записке, написанной этим человеком за восемь лет до распада Советского Союза.
С 1981 по 1985 год Мейер был специальным помощником директора Центральной разведки Билла Кейси (Bill Casey) и заместителем председателя Национального совета по разведке ЦРУ. Осенью 1983 года он написал секретную служебную записку под заголовком «Почему мир так опасен?». Адресованная Кейси и его заместителю Джону Макмахону (John McMahon), она привлекла к себе внимание более широкой (хотя и ограниченной численно) аудитории из разведывательного сообщества и администрации Рейгана, в том числе, самого президента. Позже Мейер получил за эту работу престижную медаль «За выдающиеся заслуги в национальной разведке». И тем те менее, эта докладная записка ускользнула от внимания историков, что, конечно же, весьма досадно. Ей место в ряду самых выдающихся документов холодной войны.
Мейер начал свою докладную записку на восьми страницах 30 ноября 1983 года. Он дал характеристику «новому этапу» в борьбе свободного мира и Советского Союза. Этот этап имел «благоприятное направление» для США. Мейер перечислил позитивные перемены в Америке, из-за которых в СССР внезапно возник «пессимизм». Экономика США не только восстанавливалась. Мейер предсказывал ей «бурный рост», и говорил, что спорить здесь можно только о его «размахах и продолжительности».
Мейер привел семь признаков роста Америки, а затем описал симптомы советского упадка, который не признавало большинство ученых и советологов. Его взгляды на неминуемый советский крах оказались исключительно прозорливыми. После 66 лет коммунистического правления СССР «так и не смог стать страной», и «ни одна крупная национальность в нем не довольна существующей системой российского контроля». «Трудно себе представить, — писал он, — как последняя в мире империя может выжить и войти в 21-й век, если не будет крайне благоприятных условий в экономике и демографии – а таких условий нет и не будет».
«Советская экономика, — утверждал Мейер, — движется к катастрофе».
Мейер пригвоздил не только экономику Советского Союза, но и его «демографический кошмар». Здесь он намного опережал события и тенденции, сообщая неотразимые данные о показателях рождаемости в России, которые находились в состоянии свободного падения. Он привел ошеломляющую цифру: «по данным последних, заслуживающих доверия исследований», на каждую женщину в России «в среднем приходится по шесть абортов».
Не обошел он вниманием и советский блок. «Восточноевропейских сателлитов становится все труднее и труднее контролировать, — написал он, подчеркнув, что бунтует не только Польша. – Другие страны-сателлиты находятся ближе к собственной политической точке кипения, чем нам кажется».
«Если говорить коротко, — подытоживал Мейер, — время не на стороне Советского Союза».
В заключение Мейер сделал два почти идентичных прогноза, будто бы извещая читателя о том, что ему известны масштабы того, о чем говорит. 1) «Если нынешние тенденции сохранятся, мы победим в холодной войне» и 2) «Если нынешние тенденции сохранятся, мы победим». Он привел слова из речи президента Рейгана, произнесенной в мае 1981 года в Нотр-Даме. В ней Рейган заявил, что история отделается от советского коммунизма как «от некоей аномальной главы в истории человечества, последние страницы которой пишутся сегодня». Мейер чувствовал, что Рейган был «абсолютно прав», и отметил, что СССР «вступает в свой завершающий этап». В своей докладной он давал ему не более 20 лет.
Герб Мейер был абсолютно точен. Я не знаю ни одного документа времен холодной войны, в котором давались бы столь верные оценки.
Недавно я побеседовал с Мейером о его служебной записке. Он понятия не имел, что ее рассекретили, пока кто-то не послал ему эту записку по почте в прошлом месяце. «Я был поражен, — написал мне Мейер по электронной почте. – У меня было весьма странное ощущение, когда я читал написанное мною десятки лет назад и с тех пор не попадавшееся мне на глаза».
Мейер хорошо помнит некоторые детали своей докладной записки, особенно прогнозы по поводу холодной войны. Не забыл он и том, как она была воспринята. В сообществе разведчиков было общее чувство, что Мейер сошел с ума. И это было лишь начало негативной реакции.
Записка попала в руки к комментаторам Эвансу и Новаку, которые посвятили ей свою колонку. В Вашингтоне раздался шум и гам, и Мейер очень сильно занервничал. Его вызвали на ковер к начальству.
«Герб, у тебя сегодня самый малочисленный клуб фанатов в Вашингтоне», — мрачно сказал ему Кейси. Когда Мейер побледнел, он засмеялся: «Успокойся. Это я и президент».
Сегодня Мейер говорит об этом с усмешкой: «Если вам нужен маленький клуб фанатов, это самое то».
Директор ЦРУ Кейси, как и президент Рейган, был призван вонзить меч в грудь советского коммунизма. Он был доволен, и он подбадривал Мейера. Мейер вспоминает: «По сути дела, я получил приказ продолжать».
Мейер хорошо помнит, насколько потрясен был Рейган его заявлением о том, что на каждую российскую женщину приходится в среднем по шесть абортов. Насколько известно Мейеру, Рейган «никогда не оглашал эту шокирующую статистику … Вы только подумайте: никто, кроме русских, никогда не говорил об этом».
Изо всех тем докладной записки одна по-прежнему имеет далеко идущие последствия. Демографы сегодня прогнозируют, что население России уменьшится к 2050 году со 150 до 100 миллионов. Документ Мейера является пророческим предупреждением, которое сбылось еще не полностью. Для россиян внутренний взрыв это еще дело будущего.
Оглядываясь на эпоху холодной войны, мы вспоминаем важные имена, важные заявления и документы. Нет ни одного вузовского курса по холодной войне, в котором не упоминалась бы «длинная телеграмма» Джорджа Кеннана (George Kennan), отправленная из американского посольства в Москве в феврале 1946 года. В ней Кеннан пророчески описал то, с чем позже столкнулся свободный мир со стороны Советского Союза, когда началась холодная война. Он предсказал долгую и трудную борьбу, которая ожидала мир впереди. Герб Мейер в своей служебной записке от ноября 1983 года столь же пророчески описал то, чего ждать свободному миру от СССР – но на сей раз, в конце холодной войны. Он точно предсказал, что долгая и трудная борьба скоро закончится – и закончится победой.
О депеше Кеннана пишут в учебниках и лекционных курсах. Служебная записка Герба Мейера заслуживает такого же отношения.
Пол Кенгор – профессор политологии из колледжа Гроув Сити (Grove City College). Среди его книг «The Crusader: Ronald Reagan and the Fall of Communism» (Крестоносец: Рональд Рейган и падение коммунизма) и вышедшая недавно «Dupes: How America’s Adversaries Have Manipulated Progressives for a Century» (Обманутые: как враги Америки манипулировали сторонниками прогресса на протяжении столетия).
(«National Review«, США)
14/07/2011