За неделю из Австрии в Россию экстрадируют 11 уроженцев Чечни, сообщили «Кавказ.Реалии» в общественной организации «Чеченские матери в Австрии». Восемь из них уже отбыли, троих должны отправить до конца недели – в аккурат к 75-летию громкой трагедии, депортации чечено-ингушского народа властями СССР, в феврале 1944-го. За 2018 год властями Австрии были депортированы в Россию 134 чеченца, и эта тенденция не утихает: правоконсервативное правительство страны пытается избавиться от всех так называемых «проблемных» беженцев.
Под эту категорию подпадают, в основном, две группы людей: правонарушители и те, кого власти называют «радикальными исламистами» — участники боевых действиях в Сирии и распространители экстремистской идеологии. И властям, похоже, не важно, что эти люди были уже осуждены австрийскими судами и понесли назначенное им наказание. Остальные депортируемые – в основном, те, кому просто отказали в убежище. При этом среди последних немало хорошо интегрированных, перспективных людей, которые прожили в Австрии много лет: сотни из них после отказа уехали в Россию сами — воспользовались предоставляемой властями возможностью «добровольно вернуться на родину».
«Жалобщик был признан судом виновным в том, что в период с 2013-го по 2014-ый годы находился в Латакии (Сирия) и в других населенных пунктах в качестве члена террористической организации. Он был обвинен в том, что уехал в тренировочный лагерь в Латакию, присоединился там к террористической группировке ‘Джунуд аш-Шам’, где получил террористическую подготовку, и вплоть до своего возвращения в Австрию в 2014-ом году принимал участие в боевых действиях этой террористической организации, в том числе и в нападении на Центральную тюрьму в городе Алеппо в феврале 2014-го года».
Это цитата из постановления, написанного сухим бюрократическим языком, о лишении 29-летнего Магомеда Г. статуса политического беженца. Решение вынесено Высшим административным судом Австрии в конце 2018 года в ответ на апелляционную жалобу Магомеда на действия ведомства по беженцам, призвавшего его покинуть пределы Австрии.
Судьба Магомеда похожа на судьбы многих молодых чеченцев, в годы войны подростками привезенных родителями в Европу. Их пытались уберечь от опасностей войны и произвола российских солдат. Но война неожиданным образом настигла их в мирной Европе, когда с началом конфликта в Сирии сотни молодых людей стали отправляться на помощь единоверцам в их борьбе против армии президента Башара Асада. Юные чеченцы увидели в Сирии сразу несколько ласкавших слух перспектив: сразиться с Россией в лице ее союзника Башара Асада, защитить мирное население Сирии, которое взывало о помощи через многочисленные душераздирающие видеообращения в интернете, принять участие в джихаде и отмыться от «европейских грехов». Ну, и вернуться героями.
Возвращаться действительно удавалось. Хотя и не героями, но, по крайней мере, выжившими. По данным Министерства внутренних дел Австрии, всего из этой страны на войну в Сирию уехали 313 человек. Из них примерно 40 процентов – чеченцы. Примерно треть уехавших (90 человек) вернулась обратно в Австрию, где их судили.
Теперь эти люди, многие из которых уже отбыли свое наказание, – первые кандидаты на лишение статуса беженцев и, как следствие, выдворение из страны. В их числе и Магомед Г., который уже успел обзавестись семьей и пытается остаться в Австрии любой ценой.
«Склонные к насилию»- или молодые оболтусы?
Между тем Австрия лишает права пребывания не только так называемых «джихадистов». В местных бульварных газетах чеченцев много лет характеризовали как «замкнутых людей, с высоким потенциалом к насилию».
«Насилием», как правило, назывались уличные стычки с участием чеченских подростков, которые и вправду охотно пускают в дело кулаки при малейшем словесном оскорблении. А также мелкие грабежи и кражи с участием несовершеннолетних чеченцев. Как показывает статистика министерства внутренних дел, именно подростки являются основными правонарушителями в чеченской диаспоре.
Предоставленные зачастую самим себе, они проводят время в парках и в торговых центрах, где меряются силами с такими же незанятыми ничем подростками из других диаспор — афганской, турецкой или арабской. Стычки с ними приводят к постановке на учет в ведомстве по делам несовершеннолетних, а с 14 лет — к уголовной ответственности. Уголовная ответственность, в свою очередь, ведет к лишению статуса беженца и выдворению из страны.
Как рассказала корреспонденту «Кавказ.Реалии» сотрудница Министерства юстиции Австрии Беате Крамфер, несовершеннолетние правонарушители не могут быть депортированы в одиночку. Поэтому ведомство по делам беженцев лишает их убежища только при исполнении 18 лет.
Так случилось и Ризваном Х. Он отбывал трехлетний срок за мелкие грабежи и драки в молодежной тюрьме, когда получил уведомление от BFA — так в Австрии сокращенно называется полицейское ведомство по делам беженцев. В нем было сказано, что его лишают защиты австрийского государства. Уведомление было написано в день, когда Ризвану исполнилось 18 лет.
«Как будто они никак не могли дождаться моего совершеннолетия», — говорит молодой человек, который уже вышел из тюрьмы, отсидев свой срок. Уже почти год он вынужден прятаться у друзей и родственников, опасаясь, что полиция заберет его в депортационную тюрьму, пока он ожидает ответа от Верховного административного суда на свою апелляционную жалобу.
https://www.kavkazr.com/a/eche-11-chechentsev/29783113.html
Chechenews.com
21.02.19.