Россия всерьез начала нападать на Данию из-за нашего поведения в отношении проекта «Северный поток — 2». Пожалуй, Метте Фредериксен (Mette Frederiksen) придется на это отреагировать.
Впервые за всю историю проекта «Северный поток — 2» Москва, по информации Financial Times, сообщила о возможных критических задержках в строительстве газопровода. И козлом отпущения она делает Данию.
На прошлой неделе российский министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что Дания «политизирует» «Северный поток — 2». Лавров отметил, что Дания может нарушить международную конвенцию по морскому праву, слишком затягивая с рассмотрением заявок о строительстве газопровода в датских водах вблизи Борнхольма.
Жесткое заявление Лаврова также стало первым случаем, когда тему «Северного потока — 2» затронули на самом высоком уровне внешней политики Москвы. Раньше это дело рассматривалось скорее на «техническом» уровне энергетической политики страны, поскольку «Северный поток — 2» — это проект «коммерческой» компании Nord Stream 2 AG под руководством немца Маттиаса Варнига (Matthias Warnig), а главный офис ее находится в швейцарском Цуге. Но на практике «Северный поток — 2» принадлежит российской государственной энергетической компании Газпром, которая обеспечивает России большую часть доходов в «твердой» валюте.
Примечательно, что свое заявление Лавров сделал сразу после того, как США объявили, что Конгресс намерен ввести санкции против европейских компаний, участвующих в финансировании и поставках для строительства «Северного потока — 2». Лавров напрямую не упоминал о возможных санкциях, но сказал, что Nord Stream 2 AG — одна из лучших компаний в этой области в Европе.
Соединенные Штаты неоднократно угрожали санкциями в последний год, но недавно американский министр энергетики Рик Перри (Rick Perry) во время визита в Киев заявил, что в ближайшее время в Сенате будет представлен законопроект о санкциях против «Северного потока — 2». Перри добавил: «Законопроект примет Палата представителей и подпишет президент Трамп».
Сказано — сделано: на прошлой неделе законопроект обсуждался в Комитете Сената по иностранным делам, где в него, как и ожидалось, внесли ряд поправок. В Палате представителей законопроект поддержали как республиканцы, так и демократы, и ожидается, что до конца лета его поставят на голосование в обеих палатах. Законопроект получил название «Закон об энергетической безопасности Европы от 2019 года» (Protecting Europe’s Energy Security Act of 2019). Особенно сильно он затронет судоходные компании, суда и предпринимателей, участвующих в прокладке газопровода по дну Балтийского моря.
Санкции могут серьезно сказаться и на бизнес-сообществе Дании. Особенно это относится к датской судоходной компании Blue Water Shipping в Эсбьерге. Blue Water по конкурсу выиграла контракт примерно на 300 миллионов крон (около 2,1 миллиард рублей) на доставку и хранение 115 тысяч труб для «Северного потока — 2». Поэтому она может сильнее всех пострадать от американских санкций. Руководитель Blue Water Курт Сков (Kurt Skov) ранее говорил, что компания не вмешивается в политику, и что «санкции мы будем учитывать, только если они действительно во что-то выльются».
Однако после жесткого выпада Лаврова датское правительство вынуждено занять более активную позицию по проекту «Северный поток — 2». Дания оказалась в неудобном положении, застряв между двух огней в конфликте России и Германии с одной стороны и США (и ЕС) — с другой.
Кроме того, много внимания привлекло предложение известного и влиятельного французского издания L’Express, которое недавно сообщило, что министерство юстиции США могло бы использовать материалы расследований об отмывании денег в Датском банке, чтобы оказать давление на позицию датского правительства по «Северному потоку — 2».
Поэтому сейчас этому делу самое место на столах датского премьер-министра Метте Фредериксен (Mette Frederiksen) и министра иностранных дел Йеппе Кофода (Jeppe Kofod). Для Дании очень важно и правильно сохранять спокойствие и продолжать с осторожностью рассматривать заявки по «Северному потоку — 2», следя, чтобы проект не вредил основным интересам страны — в особенности хрупкой экологии Балтийского моря, судоходству и благосостоянию Борнхольма. Внутриполитические события в России и продолжающаяся агрессия со стороны Путина не облегчают задачу по решению дальнейшей судьбы «Северного потока — 2».
Кто знает — может, у Путина скоро начнутся такие проблемы, что «Северный поток — 2» станет провальным инвестиционным проектом длиной в тысячу миль на дне темного Балтийского моря?
Berlingske, ДанияChechenews.com
01.08.19