Санкт-Петербург — В воскресенье избиратели двух санкт-петербургских округов будут выбирать депутатов в муниципальные советы. Конкурировать на выборах будут 16 кандидатов, в основном не являющихся профессиональными политиками. В частности, среди них есть железнодорожный механик и гардеробщица.
Кроме того, в списках кандидатов фигурирует обладающая широкими политическими связями губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. Она вступила в гонку в прошлом месяце, что вызвало скандал в родном городе президента и премьер-министра России.
По мнению оппозиции, правящая партия «Единая Россия» держала подготовку выборов в секрете, чтобы обеспечить отсутствие у глубоко непопулярного в Санкт-Петербурге, но союзного Кремлю губернатора сильных соперников. Утверждается, что к тому моменту, когда о выборах стало известно, регистрация кандидатов уже была закрыта. Поэтому оппозиционные политики не смогли выставить свои кандидатуры.
«Это тайные выборы – новый для современной России тип мошенничества», — говорит Борис Немцов, бывший в 1990-х годах вице-премьером, а сейчас часто выступающий с критикой Кремля.
Хотя речь идет лишь о местных выборах, на кону стоит один из самых важных в России постов. Если г-жа Матвиенко в воскресенье победит, она сможет войти в состав Совета Федерации – верхней палаты парламента. Президент Дмитрий Медведев уже одобрил идею ее выдвижения на должность спикера Совета Федерации – третью в российской иерархии после президента и премьер-министра.
То, как г-жа Матвиенко оказалась в списках кандидатов в округах Петровский и «Красненькая речка», по словам противников Кремля, демонстрирует, какими методами правящая партия контролирует политическую жизнь России. Они также считают это плохим предзнаменованием для декабрьских выборов парламента и предстоящих в следующем году президентских выборов.
На этих выходных, на которых должны пройти выборы, исполняется два десятилетия с момента провала организованной консервативно настроенными коммунистами попытки переворота, за которой последовал распад однопартийного Советского Союза. Сейчас партии власти стало сложнее выигрывать голосования, чем раньше, так как замедлившийся рост стандартов жизни способствовал снижению доверия к Кремлю в обществе.
Г-жа Матвиенко, отказавшаяся дать комментарий для этой статьи, утверждает, что ее вступление в избирательную гонку было законным. По мнению российской Центральной избирательной комиссии, хотя, возможно, некоторые законы и были нарушены, масштаб нарушений не может стать поводом для отмены выборов.
Кремль также отказался дать комментарий. Он отрицает, что он систематически блокирует участие в выборах своих политических соперников, которых он упрекает в полной неспособности привлечь симпатии общества. Однако Кремль при этом утверждает, что Россия не готова для свобод западного типа и что принимаемые им для контроля над СМИ и над политической жизнью меры – это часть модели «суверенной демократии».
Санкт-Петербург – второй по величине город России, традиционно считающийся самым европеизированным городом в стране, превратился в центр политической оппозиции премьер-министру Владимиру Путину и президенту Медведеву. В этом году стало очевидно, что Кремлю может понадобиться сместить г-жу Матвиенко, чтобы повысить свой рейтинг в Санкт-Петербурге.
В 2003 году г-н Путин, бывший тогда президентом, поддержал выдвижение г-жи Матвиенко на пост губернатора. Однако ее популярность вскоре начала снижаться. Она вызвала недовольство многих горожан тем, что оказывала поддержку планам по строительству в Санкт-Петербурге 403-метровой стеклянной башни штаб-квартиры российской государственной газовой компании, которая нарушила бы сложившуюся в 18 веке «небесную линию».
В июне из 500 жителей Санкт-Петербурга, опрошенных независимой социологической организацией «Левада-Центр», положительно оценили деятельность г-жи Матвиенко лишь 18%.
В том же месяце г-н Медведев встретился с г-жой Матвиенко в присутствии журналистов государственного телевидения и предложил ей переехать в Москву и стать спикером Совета Федерации. Г-жа Матвиенко заявила, что она была бы рада перейти на этот пост.
Однако для этого г-же Матвиенко нужно занимать выборную должность. Губернатор не может стать членом Совета Федерации, зато такое право есть у депутатов 111 санкт-петербургских округов.
Обычно выборы в муниципальные советы проходят раз в пять лет, и в ближайшее время их не планировалось проводить. Однако, если действующие депутаты сдают свои мандаты, назначаются досрочные выборы, что и требовалось в данном случае.
Противники г-жи Матвиенко пообещали выставить на выборах свои кандидатуры, чтобы не дать ей занять желанную должность. Однако, по словам представителя оппозиционной партии «Справедливая Россия» Натальи Петуховой, г-жа Матвиенко серьезно осложнила жизнь оппозиции, отказавшись назвать округ, в котором она будет баллотироваться. «Справедливая Россия» разослала по всем городским округам письма с вопросами о том, не у них ли пройдут выборы, но ни один из округов не ответил, говорит она.
В середине июля оппозиционеры узнали от городской избирательной комиссии, что выборы пройдут в двух округах в центре Санкт-Петербурга. Для участия в них зарегистрировались полдюжины кандидатов от оппозиционных партий.
«У нас были хорошие шансы», — говорит один Андрей Дмитриев, один из этих кандидатов.
Однако в конце июля г-жа Матвиенко сделала сенсационное заявление: в своем телеинтервью она сказала, что выставила свою кандидатуру в двух других округах. По словам ее противников, они тут же бросились в эти округа, чтобы зарегистрироваться в качестве кандидатов и побороться с ней, но регистрация уже закончилась.
Администрация одного из округов – Петровского – отказалась прокомментировать происходящее, с администрацией другого – Красненькой речки – нам вообще не удалось связаться, несмотря на многочисленные попытки. «Это, бесспорно, фарс, — считает г-н Дмитриев, бывший в числе тех, кто пытался выставить свои кандидатуры. — Мы просто ничего не могли сделать».
По мнению аналитика Московского центра Карнеги Маши Липман, чтобы Матвиенко могла баллотироваться, нужно было не только добиться отставки муниципальных депутатов, но и найти кандидатов, согласных с ней соперничать. Причем все это необходимо было делать втайне, чтобы у губернатора не появилось серьезных конкурентов.
«Это многоуровневая комбинация, — заметила г-жа Липман. – Даже по российским стандартам в ней много слоев».
Местная и федеральная избирательные комиссии заявили, что о выборах не было должным образом объявлено, но по российским закона это не означает, что они должны быть отменены.
Г-жа Матвиенко заметила в интервью газете «Комсомольская правда», что ее противники раздувают шумиху в политических целях. «Юристы проверили законность этих выборов. После этого я пошла и зарегистрировалась как кандидат, — сказала она. — Ну не должна я была, наверное, выходить… брать мегафон и всем громко объявлять, куда и зачем иду! Кроме того, я была в отпуске в это время».
Г-жа Матвиенко, скорее всего, с легкостью победит, как минимум, в одном из округов. Она подтвердила, что баллотируется в двух округах сразу, так как закон это не запрещает. В округе Петровский расположена военная академия, которая, по мнению г-на Дмитриева, станет серьезным подспорьем для правительственного кандидата. Он считает, что губернатор выставила свою кандидатуру дважды, на тот случай, если в одном из округов что-то пойдет не так.
Сейчас в обеих санкт-петербургских округах критики Кремля ходят по домам, убеждая избирателей голосовать в знак протеста за кого угодно, кроме г-жи Матвиенко.
Подконтрольная Кремлю верхняя палата парламента готова созвать специальное заседание, чтобы избрать г-жу Матвиенко спикером до официального начала сессии, назначенного на 21 сентября, сообщило государственное информационное агентство «РИА Новости» со ссылкой на вице-спикера Совета Федерации Светлану Орлову.
Лидер оппозиционной политической партии «Яблоко» в своем открытом письме призвал президента Медведева расследовать сложившуюся на выборах ситуацию. «Мы считаем, что ситуация, в которой путь к посту третьего человека в государстве начинается с откровенного политического мошенничества… дискредитирует всю систему государственной власти», — пишет Сергей Митрохин.
По словам г-на Митрохина, президент ему не ответил.
(«The Wall Street Journal«, США)
21.08.11.