Ширяево, Одесса, Украина.
Светлана Антипова встречает нас у калитки на фоне своего беленого каменного дома.
«Если бы вы пришли сообщить, что мой сын жив, вы сделали бы из меня самую счастливую мать в мире», — говорит она.
Суббота, вечер, и на Советской улице темно, хоть глаз выколи. Мы в маленькой деревушке Ширяево — чуть больше чем в часе езды к северу от Одессы.
Весной четыре года назад единственный сын Светланы Антиповой Евгений Антипов позвонил и сказал, что нашел работу и что ему нужно уехать на три месяца.
«У меня не будет телефона, но я позвоню тебе, когда вернусь», — сказал он матери.
Это был их последний разговор. Вместо звонка сына она получила сообщение от его друга — о том, что сын мертв.
Сын стал наемником в организации, которую называют «Группа Вагнера». На самом деле это тайное подразделение российских вооруженных сил. Особый инструмент в наборе президента Владимира Путина — с его помощью выполняют задачи, за которые российское государство не хочет брать ответственность.
Эту картину подтверждает и министр обороны Швеции Петер Хультквист (Peter Hultqvist).
«Я решительно считаю, что такая деятельность не могла бы происходить без явной поддержки российских властей. Так что нужно понимать, что это один из множества инструментов Кремля», — сказал Петер Хультквист.
Dagens Nyheter в сотрудничестве с самым читаемым новостным ресурсом Эстонии Delfi.ee и американской газетой New Lines Magazine решила расследовать, что же такое «Группа Вагнера».
На прошлой неделе ЕС принял решение ввести санкции против самой «Группы Вагнера», нескольких лиц, которые входят в ее командование, а также ряда предприятий, связанных с «Группой». По информации ЕС, «Группа Вагнера» набирала, обучала и отправляла частный военный оперативный персонал в зоны конфликтов по всему миру, чтобы «раздувать насилие, разграблять природные ресурсы и угрожать гражданским вопреки международному законодательству».
Мы проехали через Украину и Молдавию, чтобы понять, как люди становятся наемниками. Мы встретились с матерями и отцами, братьями и женами тех мужчин, что умерли в боях «Группы Вагнера» на войнах Владимира Путина.
Согласно европейскому решению, они совершали «серьезные преступления против прав человека, такие как как пытки, убийства и казни без судебного разбирательства на Украине, в Сирии, Центральноафриканской республике, Судане и Мозамбике».
Санкции, например, включают запрет на ведение бизнеса с указанными предприятиями и лицами в рамках ЕС. Кроме того, ЕС может заморозить все активы попавших под санкции субъектов, а физическим лицам — запретить въезд в ЕС. Официальный представитель министерства иностранных дел России Мария Захарова после этого сообщения пошла в суровую ответную атаку, заявив, что обвинения ложные, и в финале добавила, что Россия оставляет за собой право отреагировать на эти недружелюбные действия со стороны ЕС.
Основанием для расследования Dagens Nyheter стали обширные материалы о 4 тысячах человек, которые, предположительно, служили в «Группе Вагнера». В этих материалах — имена, фотографии и личные данные военнослужащих. Базу данных предоставила группа офицеров украинской службы безопасности СБУ, которая несколько лет собирала разведывательную информацию о «Группе Вагнера».
Эта база данных — одна из самых подробных, в которой собраны знания о тайной армии России. Она создана стараниями и на деньги олигарха и магната кейтеринга Евгения Пригожина, которого поддерживает Кремль. Его еще называют «поваром Путина», а ФБР хочет привлечь его к ответственности за то, что он участвовал в попытках повлиять на американские президентские выборы. Финансовый департамент США также ввел санкции против Пригожина за его роль в российском вторжении на Украину и оккупации ее территорий.
В материалах есть данные о 372 мужчинах, которые погибли в боях. Большинство в Сирии, куда в августе 2015 года отправили первую группу. В ее задачи входило поддержать сирийского президента Башара Асада и обезопасить прибыльные нефтяные месторождения.
С тех пор в боях в Сирии погибли сотни мужчин, которые отправились выполнять задания «Группы Вагнера». «Группа» продолжает набирать новых солдат и до сих пор. Такие предложения о работе для военнослужащих прямо сейчас можно найти на российских сайтах вакансий. Требования к соискателям: хорошая физическая подготовка, прививка от COVID-19 и действующий паспорт. Опыт работы в зоне военных действий — плюс. Одна смена длится четыре месяца, бесплатные жилье и трехразовое питание, зарплату обещают от 150 тысяч рублей в месяц.
Сын Светланы Антиповой Евгений Антипов похоронен на кладбище под российским Ростовом, в 500 километрах от родного города. На могиле стоит камень черного гранита, в верхнем левом углу которого выгравирована медаль. Крест со звездой посередине — символ тех, кто пал в бою за «Группу Вагнера».
Были времена, когда Светлана еженедельно ездила в Россию, чтобы попытаться получить информацию о том, что случилось с ее сыном. Никакого конкретного ответа она так и не получила, кроме того, что он погиб в Сирии.
Вместо это представители «Группы Вагнера» ей угрожали.
«Они только показали могилу и больше ничего. Они сказали: «Не задавай вопросы, и тогда мы сможем расстаться мирно, без проблем», — рассказала она.
Евгений Антипов вырос в маленьком домике в бедном районе Одессы, зажатом между автомобильной заправкой и компанией, которая торгует шинами. Воинскую повинность он отслужил полицейским в МВД Украины. Его отец Юрий Антипов работает шофером такси. После развода с ним матери Светлане временами было негде жить, и тогда сын Евгений пытался помогать ей деньгами.
Мы сидим у окна в маленькой кухне, полной комнатных растений. Отец Юрий Антипов плачет, рассказывая о сыне и о том, как он восемь лет назад выгнал его из дома. Теперь он винит себя за то, что вышло так, как вышло.
«Он украл у меня последние сто долларов, а я болел и у меня не было денег на лекарства. Это было слишком», — рассказывает он.
После ссоры он ничего не слышал о сыне несколько месяцев. Но в мае 2014 года Евгений Антипов оказался участником событий у дома профсоюзов в Одессе, когда произошло столкновение между пророссийскими и украинскими демонстрантами, более 200 человек пострадало во время перестрелки и пожара в здании.
Евгения Антипова, который был на российской стороне, задержали по подозрению в участии в уличных беспорядках. Когда его выпустили на время ожидания суда, он сбежал и, по информации его семьи, отправился в зону конфликта на востоке Украины.
По словам его отца Юрия Антипова, он подозревает, что сына завербовала российская служба безопасности ФСБ, еще когда он жил дома. Юрий Антипов говорит, что он сам всегда болел за Украину и не понимает, почему сын внезапно решил поддерживать российскую сторону.
«Я за родину и всегда был за родину. Я просто хочу знать, что случилось с моим сыном, как он туда попал. Я не согласен с тем, что он сделал, но он мой сын, и я люблю его», — говорит он.
В украинских государственных базах до сих пор числится, что его сына разыскивают за участие в уличных беспорядках, повлекших за собой человеческие жертвы. За это преступление можно получить 15 лет тюрьмы.
Никаких документов, свидетельствующих, что его сын мертв, нет.
А могилу в Ростове отец видел лишь на фотографиях.
«Зачем воевать и умирать за чужаков», — удивляется отец.
На кладбище в Ростове похоронены и трое других молодых мужчин — они умерли в тот же июньский день в 2017 году, и у всех на могильных камнях также выгравирована медаль «Группы Вагнера».
В многоэтажном доме в Харькове на северо-востоке Украины живет еще одна мать, которая рассказывает нам похожую историю.
Когда сыну Натальи Марку исполнился 21 год, он только-только уехал из дома и поселился в России со своей женой и младенцем. Весной 2017 он позвонил матери и рассказал, что нашел работу. По его словам, он собирался служить в миротворческих войсках в Сирии.
«Я, конечно, была в ужасе. У них совсем недавно родился ребенок, ему было 7-8 месяцев. „Мне нужно зарабатывать», сказал Марк. Я попыталась отговорить его, но он не слушал. „Мама, я тебя люблю», вот что он сказал на это, и я больше ничего не могла поделать».
Он не служил в армии, и никакого военного образования у него тоже не было.
«Он же был просто пушечным мясом», — говорит Наталья.
Марк погиб в Сирии всего через несколько недель, в тот же день, что и Евгений Антипов, если верить базе данных.
«У меня не было возможности похоронить его самой, они мне сказали, где могила, и я туда съездила. Но я не знаю, правда ли он лежит в этой могиле. Подозреваю, что нет».
Никто точно не знает, что произошло в тот день, когда умер ее сын. Наталья никакой информации об этом так и не получила.
«С точки зрения многих он, возможно, террорист. Но для меня он мой малыш, мой маленький мальчик, который всегда был таким хорошим и никому не создавал проблем».
Dagens Nyheter: Что Вы сказали бы тем, кто думает поехать туда?
Наталья: Смерть гораздо ближе, чем они думают, я не хочу, чтобы они умирали за кого-то другого.
Никакого официального подтверждения, что ее сын мертв, она, как и все остальные родственники погибших, с которыми мы разговаривали, так и не получила. В украинских государственных регистрах он до сих пор числится живым.
Большинство солдат, внесенных в базу данных, с которой удалось ознакомиться нашим журналистам — российские граждане. Но значительная группа, более 220 человек — родом из других стран, где живет много русскоговорящих людей, которые часто идентифицируют себя как русских. Например, из Украины, Молдавии, Армении и Казахстана. Иногда и из Сербии.
Базу данных создала украинская служба безопасности СБУ, а потом развивал хорошо финансируемый аналитический центр с 20 сотрудниками.
Председатель Украинского центра аналитики и безопасности, офис которого находится в центре Киева, — генерал Василий Грицак, который с 2015 по 2019 был главой украинской службы безопасности СБУ.
В интервью Dagens Nyheter Василий Грицак рассказал о своих выводах по поводу «Группы Вагнера».
«„Группа Вагнера» — это как многослойный пирог. Он состоит из опытных военных, но также и из гражданских, желающих заработать, и преступников, которым дали возможность выбирать между тюрьмой и работой наемника».
Когда Грицак был главой службы безопасности, он неоднократно предупреждал своих западных коллег об угрозе со стороны «Группы Вагнера».
«Мы очень много разговаривали с коллегами из стран ЕС о том, насколько хорошо организована эта группа и в чем ее сила. Если завтра понадобится совершить что-то плохое в Европе, эти люди, одетые в гражданское, смогут прибыть на разных самолетах и собраться возле какого-нибудь склада с оружием, амуницией и формой — и вот они уже готовы. Не нужны никаких военные корабли или особая логистика, чтобы транспортировать их на место, они сами с этим разберутся».
Большая часть собранных материалов о «Группе Вагнера» — из открытых источников, но кое-что выяснилось и благодаря радиоэлектронной разведке. Например, по словам Василия Грицака, удалось перехватить переписку по электронной почте между офицером службы безопасности «Группы Вагнера» в Санкт-Петербурге и находящимися на задании подразделениями.
«В „Группе Вагнера» служат контрактники, которые, по российским стандартам, получают большие деньги. Там мало кто из Москвы или Санкт-Петербурга, в основном из Оренбурга, Астрахани, Челябинска. Это регионы с низким уровнем жизни, которые почти не развиваются. Там у людей нет будущего, многие пьют, злоупотребляют наркотиками. Там люди готовы платить своими жизнями».
Исследовательской работой в Украинском центре аналитики и безопасности руководит другой генерал — Игорь Гуськов, который был начальников штаба контрразведки СБУ, когда его возглавлял Василий Грицак.
Именно Игорь Гуськов впервые назвал «Группу Вагнера» частной армией и идентифицировал родившегося на Украине Дмитрия Уткина по прозвищу «Вагнер» как ее лидера.
Дмитрий Уткин, получивший свое прозвище из-за увлечения Третьим рейхом и немецким композитором Рихардом Вагнером, получил медаль за храбрость лично от Владимира Путина.
Раньше он был главой спецподразделения российской военной части, базирующейся в Печорах под Псковом, неподалеку от границы с Эстонией.
«Группа Вагнера» не могла бы существовать без поддержки российских властей, говорит он:
«Кроме того, они взаимодействуют с регулярными войсками. У них есть доступ к тяжелому оружию, такому как гаубицы, бронированному транспорту и тому подобному. Для транспортировки их в Сирию использовались корабли российского флота. Это секретная армия, которая не могла бы существовать без поддержки и финансирования российских властей», — говорит Игорь Гуськов.
В «Группе Вагнера» по-прежнему есть большая доля очень квалифицированных солдат из спецподразделений российской военной разведки ГРУ.
Американские власти в своем решении о санкциях описали «Группу Вагнера» как прокси-армию российского министерства обороны.
Организация Bellingcat, которая занимается журналистскими расследованиями и которая также участвовала в этом новом расследовании, ранее рассказала, как Дмитрий Уткин и высшее руководство ГРУ вместе курсировали между Москвой и Краснодаром, где у «Группы Вагнера» есть собственная тренировочная база, напрямую связанная с десятой бригадой ГРУ в Молькино, что к югу от Краснодара.
Активно следит за тем, как россияне вербуют наемников, не только украинская разведка. По информации молдавской разведки, из Молдавии на восток Украины отправились воевать на российской стороне в различных группировках, в том числе в «Группе Вагнера», более 114 наемников. 17 из них уже осудили за участие в деятельности паравоенных сил, а по делу нескольких наемников сейчас идет предварительное расследование.
Один из солдат, которого в Молдавии завербовала «Группа Вагнера» — Владислав Апостол по прозвищу «Волк». Его подозревают в соучастии в очень тяжелых военных преступлениях в Сирии, где в феврале 2018 года убили и его самого.
В видеоролике, который группа солдат из «Вагнера» сама выложила в социальные сети, он пытает сирийского мужчину, который сбежал от войск Асада. Затем вагнеровцы отрубили сирийцу руки и голову лопатой, подвесили безголовый труп за ноги и подожгли.
По информации, упомянутой ЕС в заявлении о санкциях, приказ пытать и убить мужчину отдал лично командир «Группы Вагнера» Дмитрий Уткин.
Владислав Апостол родился в селе Чутулешти. Сейчас его родной дом заброшен и стоит в запустении, с деревянной двери почти слезла свето-голубая краска, на дверную ручку завалилось несколько досок. Калитка сломана, а сад, заваленный сломанными ветками и палой листвой, совсем зарос.
72-летняя учительница Валентина Буган хорошо помнит Владислава Апостола и его семью:
«У него не было отца и учиться он не хотел, часто пропускал школу».
Знакомый рассказывает, что Владислав Апостол за несколько месяцев до своей гибели говорил, что хочет вернуться домой, после того как его контракт истечет в мае 2018 года. По словам друга, он планировал купить машину и, возможно, жениться.
Служба информации и безопасности Молдавии (СИБ) внимательно следит за рекрутингом наемников в Молдавии. Вместе с журналистской группой Rise Moldova мы встретились с подполковником СИБ.
Она согласилась дать интервью при условии, что мы не будем раскрывать ее личность.
«Они думают, что они подпишут контракт и просто поедут зарабатывать деньги, чтобы содержать свои семьи. Но реальность совсем другая, и когда они понимают, что зарплату им не платят, они хотят вернуться домой», — говорит подполковник.
Анна Турута, которая работает психологом в пенитенциарной системе Молдовы и имела дело с несколькими осужденными наемниками, описывает их как мужчин в большинстве своем от 25 до 30 лет, у которых нет никакого образования. Мужчин, которые предпочитают изоляцию общению с людьми и которым трудно доверять другим, трудно завязывать и поддерживать дружеские отношения, заводить семьи.
«Еще одно свойство, которое их объединяет — это неспособность к эмпатии. Вот главная причина, по которой эти люди могут убивать».
Факты. Конфликт между Россией и Украиной
■ В феврале 2014 украинский президент Виктор Янукович бежал в Россию. Побег случился через несколько месяцев демонстраций в центре Киева, которые достигли кульминации, когда полицейские из подразделения президента «Беркут» убили с сотню демонстрантов.
■ После того, как Виктор Янукович покинул страну, российские силы под личиной местных сил самообороны заняли парламентское здание в Симферополе на Крымском полуострове. Одновременно с этим в Крыму были окружены украинские военные базы. Всего через несколько дней захват Крыма Россией был уже свершившимся фактом.
■ Одновременно с этим группы вооруженных мужчин начали захватывать административные здания в восточных областях Донецке и Луганске при поддержке регулярных российских войск и спецподразделений ФСБ и ГРУ. Вскоре ситуация дошла до постоянных стычек между украинскими войсками и поддерживаемыми Россией группировками.
■ С 2014 года в этой войне погибли 13 тысяч человек, а большая часть Луганской и Донецкой областей до сих пор остаются под российским контролем. Крымский полуостров вопреки международному праву Россия аннексировала.
Как проводилось расследование
■ Американский журналист и писатель Микаэль Уайсс (Michael Weiss), который работает над книгой о российской военной разведке ГРУ, во время визита в Киев в сентябре получил доступ к обширным материалам о «Группе Вагнера». Они оказались в его распоряжении благодаря группе бывших офицеров украинской разведки СБУ, которые сейчас работают в аналитическом центре, специализирующемся на вопросах безопасности.
■ Микаэль Уайсс вместе с занимающимися расследованиями журналистами Хольгером Роонемаа (Holger Roonemaa) из эстонского Delfi.ee и Маттиасом Карлссоном (Mattias Carlsson) из Dagens Nyheter несколько месяцев работали над тем, чтобы подтвердить информацию из этой базы данных.
■ В базу данных входит более 4 тысяч имен с информацией о датах рождения, номерах паспортов и множеством личных фотографий, где солдаты запечатлены на местах службы.
■ В ходе работы мы связывались с 11 солдатскими семьями, а также ездили в 10 украинских и молдавских городов, чтобы попытаться наладить контакт с родственниками погибших вагнеровцев.
Chechenews.com
23.12.21.