В конце декабря 2021 года подверглись беспрецедентной атаке живущие в Чечне родственники ичкерийских блогеров, политиков и общественных деятелей, находящихся в Европе.
И раньше захватывались в заложники родственники бойцов чеченского сопротивления российской оккупации, но делалось это не демонстративно как в этот раз, а стараясь скрыть следы.
Впервые акт устрашения не смирившихся чеченцев совершается демонстративно и бесцеремонно по отношению к цивилизованному мировому сообществу, чему способствует накал отношений между Россией и Западом из-за ситуации вокруг Украины.
Масштаб операции значителен, он охватил более сотни человек, среди которых старики и женщины, что недопустимо для чеченского социума. Кадыровский режим годами неустанно идет на повышение ставок в попрании всех незыблемых вековых чеченских устоев. К примеру, осенью 2020 года Салман Тепсуркаев подвергся публичному унижению с применением бутылки после чего исчез. Все это не может не привести в один момент к колоссальному взрыву народного гнева в Чечне, давно сдерживаемому исключительно присутствием российской армии.
В этой ситуации ичкерийцы вновь оказались не в состоянии противопоставить что-либо эффективное столь циничной атаке на родственников, кроме придания огласке этого кощунственного акта насилия. В итоге сторонники независимости Чеченской Республики Ичкерии потерпели очередное унизительное поражение от ФСБ России, проецирующего террор над чеченским народом через марионеточный режим Кадырова.
Коварное ФСБ сумело надеть на кровавые руки белые перчатки формально трансформировав два десятилетия назад российско-чеченское противостояние во внутричеченский конфликт. Хотя, по сути, нет никакого внутричеченского этнического разлома. Кадыровский режим не продукт чеченских противоречий, а всецело российский инструмент подавления чеченской политической воли. Но заполучить этот инструмент России удалось из-за одной существенной чеченской проблемы.
Депортация 44-года с оглядкой на всю предыдущую историю русско-чеченских взаимоотношений вселила в чеченский народ глубокое не восприятие российской государственности и к развалу СССР для чеченских лидеров идеей Х стала политическая независимость. Она совпала с глубинным протестным порывом чеченского народа, и он отстоял свою независимость в невероятном противостоянии полномасштабной военной агрессии России. Но столь фантастическая победа в Первой Российско-Чеченской войне, как ни странно, стала началом нескончаемых неудач ичкерийцев начавшихся аккурат после ее завершения.
Мне видится причина этих неудач в отсутствии у сторонников независимости определенного концепта собственного государства. Проблема ее отсутствия не только не решена по сей день, но даже элементарно не осмыслена ичкерийцами. Об этом помимо всей предыдущей 20-летней истории свидетельствуют также нескоординированная реакция на минувшие декабрьские события как следствие непреодолимо глубокой политической стагнация сторонников независимости Чечни. Команда Барт-Маршо единственная ичкерийская политическая сила, бьющая тревогу по этому поводу на протяжении последних 5-ти лет, предлагая практические шаги выхода из сложившейся ситуации, что создало бы платформу для решения проблемы. Увы пока безрезультатно.
Отсутствие после невероятной победы в полномасштабной войне против России общественного консенсуса в видении политического будущего чеченского государства и его социальных механизмов, практических путей их построения резко застопорило чеченскую политику, столь ярко вырвавшуюся на мировую арену в начале 90-х годов прошлого столетия. Чеченцы были на высоте в том, что понимали. Жертвенность ради защиты своего древнего социального конструкта пронесенного через полтора столетия порабощения, но не покорения, придавало чеченцам высокий боевой дух на всем протяжении Первой войны.
Добившись же практической независимости, оказалось, что чеченцы не имели ясного представления о том, что именно хотят построить. Это привело к деструкции социального конструкта, с которого так мощно стартовали чеченцы что при отсутствии внятной идейно-политической концепции и построенного на ее основе государственного концепта вылилось в национальную катастрофу.
Идейные разногласия между лидерами Ичкерии победивших Россию разочаровала народ в результатах победы, что позволило ФСБ России «чеченизировать» многовековое российско-чеченское идейно-политическое противостояние, протиснувшись сквозь расстроенные чеченские ряды. И вот уже более 20-ти лет чеченский народ терроризируем посредством кадыровского режима будучи в заложниках у путинской России. С тех пор как чеченцы перестали понимать суть процесса, в который они оказались вовлечены собственным волевым порывом все их колоссальные усилия военного и политического характера оборачивались против них самих, подводя их от одно поражения к другому при неизменной моральной правоте.
Ровно, как и в этот раз в конце декабря 2021 года ичкерийцы вновь потерпели поражение от путинского террора без возможности эффективного противодействия ему будучи вещью в себе. Но в свою очередь и сама Россия стала заложницей Чечни, что только решив вопрос ее политического суверенитета она может освободится из чеченского капкана на пути к демократическим преобразованиям.
Таковы плачевные результаты отсутствия произрастающей из этнического конструкта и выросшей на опыте исторической практики концепции государственного строительства при общественном консенсусе относительного нее. Мало обозначить цель как политическая независимость. Нужно ясно представлять себе функциональные контуры этой цели чтобы продвижение к ней не застопорилось в самом начале пути.
Djamboulat Souleimanov
2 февраль 2022 года.
Chechenews.com
03.02.22.