Известный российский писатель Владимир Сорокин прокомментировал политическую ситуацию в России и объяснил любовь россиян к водке в своем интервью немецкой газете Tageszeitung.
По словам писателя, водка для русских является чем-то вроде «брони». «Эта броня позволяет людям не подпускать к себе суровую повседневность и государство. В этом отношении столь же важен и мат. Это язык народа, на который государство просто не может повлиять. Водка и мат — это допинг русского народа», — поясняет писатель. «Государственное пространство в России является чуждой, враждебной сферой, — подчеркивает Сорокин. — Между государственным и личным пространством существует ясная граница, что-то вроде чекпойнта Чарли (пограничный пункт между Западным и Восточным Берлином. — Прим. ред.). Люди оказываются в этом государственном пространстве сразу же, как только выходят из собственной квартиры. И в нем людям приходится постоянно быть начеку и бороться буквально за все».
В Германии же, как выразился писатель, «все по-другому, и там эта граница не чувствуется»: «Три года назад, к примеру, я купил квартиру в берлинском районе Шарлоттенбург, где я стал проводить больше времени, чем в своем доме в России. И в Берлине я, выходя на улицу, не испытываю чувства, что мне нужно чего-то бояться. Большая разница заключается в том, что в России человек служит государству, а в Германии государство — человеку».
Комментируя нынешнюю ситуацию в России, Сорокин заявил, что «в настоящее время в России воцарилась очень тяжелая политическая атмосфера и назревает тяжелый экономический кризис». «Люди начинают понимать, что лучше уже не станет», — утверждает писатель. У народа, продолжил Сорокин, «очень плохие настроения». «Люди понимают, что в этой стране не будет нормального будущего. И они понимают, что и Путин не знает решения. А это очень опасная ситуация», — уверен россиянин.
Более того, писатель спрогнозировал распад России. Тем более, что такой сценарий уже был описан Сорокиным в одном из его произведений. «Он [распад] уже начался. В России существует пирамида власти, на вершине которой находится один-единственный человек. Все дело в том, что подобное государственное образование не способно нормально функционировать. Его может спасти только насилие. Но широкомасштабный террор сродни тому, что был во время правления Сталина, сегодня уже невозможен. Вот поэтому Россия и распадется».
Также писатель подчеркнул, что Москва, неподалеку от которой находится его дача, разонравилась ему. «Я стараюсь проводить как можно меньше времени в Москве. Город очень сильно изменился в худшую сторону, — сказал писатель. — Там теперь очень мало человеческого». В 70-е годы, к примеру, писатель, по собственным словам, любил прогуливаться по узким старым московским улочкам. «А теперь это больше невозможно, поскольку там везде стоят грязные машины. Да и вообще, Москва — это больше не город, это место, где живет власть». «Кремль и Красная площадь сами по себе излучают угрозу. Можно на самом деле почувствовать, что это очень опасные места, — добавил Сорокин. — Кроме того, все, что происходит в Москве, идет на пользу власти, а не простым людям».