Главная » Все Новости » Главная новость » Хасан Бакаев: Об исторической «неграмотности» чеченцев

Хасан Бакаев: Об исторической «неграмотности» чеченцев

В советские времена и даже теперь общим местом стала якобы «тотальная неграмотность» чеченцев в XVIII —XIX веках. Между тем, исторические свидетельства демонстрируют, что в те эпохи не было в Чечне НИ ОДНОГО селения, где бы не было мечетей, и ни одной мечети, где бы не было школ для обучения детей (мальчиков) грамоте.

И хочется спросить: могут ли те, кто обвиняет наших предков в «безграмотности», привести свидетельства столь широкого распространения школьного обучения в их собственных странах? Приведем несколько свидетельств школьного обучения в Чечне в старину:

«При каждой мечети есть училище, в котором преподаются арабский и турецкий языки. Чеченцы довольно прилежат к этому учению и только самый бедный не отдает детей своих в школу» (Петр Григорьевич Бутков, русский историк, военный и государственный деятель, действительный тайный советник, сенатор, академик Петербургской Академии наук. «Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 год», т. 2., СПб, 1869 г.).

**********

«Мальчики обучаются грамоте по добровольному желанию, – или дома, под надзором муллы, или в особенных школах» (Иван Андреевич Клингер, русский офицер, музыкант и композитор. «Нечто о Чечне. Заметки о виденном, слышанном и узнанном во время плена у чеченцев с 24 июля 1847 по 1 января 1850».//Газета «Кавказ», Тифлис, № 97, 9 декабря 1856 г.).

**********

«Чеченцы народ более любезный, говорят они иносказательно, читают и пишут, обучаясь с ранней молодости в мухамеданских школах. Детей они никогда не наказывают, развивая в них характер, храбрость и находчивость личным примером и физическими упражнениями» (Александр Федорович Риттих, генерал-лейтенант, российский военный и научный деятель, ученый. «Племенной состав контингентов русской армии и мужского населения Европейской России», СПб., 1875 г.).

**********

«Чеченцы, считая детей даром Божием, никогда не бьют и не бранят их особенно, с тою целью, чтобы не запугать и не сделать с малолетства робкими. Если дети иногда слишком надоедают матери и огорчают ее, то она плачет, но не тронет, не ударит их. По достижению известных лет и по добровольному желанию, мальчики обучаются грамоте или дома, пользуясь уроками от муллы, или в особых школах, существующих на общественный счет» (Николай Федорович Дубровин, российский историк, академик, генерал-лейтенант. «Кавказская война и царствование императора Николая I и Александра II (1825 – 1864 гг.)».//«Обзор войн России от Петра Великого до наших дней», СПб, ч. IV, кн. 2, 1896 г.).

________________

В заключение скажу, что любой народ, исповедующий одну из монотеистических религий, не может быть неграмотным. Потому что монотеистические религии опираются на священные писания и нужны грамотные люди, которые умеют читать эти писания и проповедовать их. Кроме того, священные писания монотеистических религий сопровождаются и другими священными и почитаемыми текстами, которые тоже должны быть читаемы, а те, кто умеют читать, умеют и писать.

Конечно, необходимо постоянное воспроизводство таких людей и с этой целью с принятием монотеистической религии учреждаются школы для обучения в них будущих священнослужителей и просто тех, кто тяготеет к грамоте. Чеченцы, судя по грузинским историческим источникам и по данным нашего языка в Средние века исповедовали христианство, а позже – Ислам. И поэтому письменная грамота присутствует в нашем народе по крайней мере последнюю тысячу лет.

(На фото ученики традиционной чеченской школы)

Khasan Bakayev

Chechenews.com

02.05.24.