В России новая политическая мода, впрочем, вполне вписывающаяся в исторический тренд классической борьбы всякой российской власти с «вольными мыслями». У нас теперь модно придумывать законы, запрещающие «пропаганду». То есть слова, а не действия. Очередная охранительная (простите, чуть было не написал «охренительная», так даже точнее) законодательная инициатива депутатов Госдумы в борьбе с пропагандой сепаратизма напоминает попытку лечить болезнь запретом на произнесение диагноза.
Группа депутатов внесла в Госдуму законопроект, который предусматривает уголовную ответственность за пропаганду сепаратизма, в частности, для тех, кто публично выражает симпатии к сепаратистским движениям либо отрицает или ставит под сомнение территориальную целостность РФ.
Законопроект вводит две новые статьи в Уголовный кодекс. Одна прямо карает за «слова». За пропаганду сепаратизма предлагается наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 6 лет с лишением права занимать определенные должности. Есть и альтернатива — запрет заниматься определенной деятельностью от 6 до 12 лет с ограничением свободы на срок от 1 года до 2 лет.
Дальше идет наказание за «действия». За изготовление либо хранение для распространения, а также распространение или рекламирование сепаратистских материалов или печатных изданий, изображений, иных предметов сепаратистского характера
(каков слог: «предметы сепаратистского характера»!),
либо публичную демонстрацию кино- или видеофильмов сепаратистского содержания предлагается наказывать лишением свободы на срок от 5 до 7 лет.
Дальше опять наказание за слова. Тех, кто публично выражает симпатии к сепаратистским движениям, либо публично отрицают, или ставят под сомнение территориальную целостность РФ, накажут лишением свободы на срок от 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 5 до 10 лет.
Наконец, за планирование, подготовку, публичный призыв или иные действия с целью подрыва территориальной целостности РФ предусмотрены санкции в виде лишения свободы на срок от 3 до 6 лет.
Непосредственным поводом для спешного сочинения этого магического заклинания «от сглаза» сепаратизма с помощью уголовной ответственности стали слова главного редактора журнала The New Times Евгении Альбац о неизбежности распада России по Уральскому хребту в эфире «Эха Москвы». Ура-патриоты всех мастей немедленно устроили истерику по поводу того, что либералы мечтают о распаде страны.
Но, например, очаг сепаратизма в Чечне, чье руководство на словах занимается пропагандой великодержавной России, а на деле имеет такую автономию, о которой и не мечтали Дудаев с Масхадовым, создавали в начале 2000-х годов отнюдь не либералы. Не либералы, а свежеиспеченный лауреат премии Всемирного русского собора за сохранение державной России президент Путин девять лет назад подарил Китаю 337 квадратных километров территории страны, полтора острова — Тарабаров и часть Большого Уссурийского. Уж точно не либералы ходят на «Русские марши» и призывают выселять из страны инородцев, что автоматически сделает инородцами русских в так называемых «национальных республиках» на территории России.
Всякий «запрет пропаганды» открывает широчайшие возможности для произвола. Попробуй определи, что такое пропаганда сепаратизма. Обозначение угрозы при желании запросто можно трактовать как призыв. Прогноз — как публичное выражение симпатий к идее распада или сомнений в территориальной целостности страны. В СССР, поклонниками которого являются и нынешний российский президент, и наши великодержавные провластные депутаты, — право народов на самоопределение вплоть до отделения было закреплено в брежневской Конституции. Так что «пропагандой сепаратизма» занимался непосредственно Основной закон страны. И распалась советская империя вполне законно, а не только закономерно.
Но что гораздо более печально: в условиях зияющего отсутствия гражданской нации в России, спустя 22 года после краха СССР, попытки законодательно запретить разговаривать о более чем реальной угрозе дальнейшего распада крупнейшего обломка советской империи только подчеркивают реальность такого сценария. И животного страха перед такой перспективой тех, кто по должности отвечает за территориальную целостность вверенной им страны.
Вместо того чтобы органично скреплять сложносоставное деморализованное и дезориентированное, не находящее своего места в мире государство, каковым является Россия в начале второго десятилетия, — власти у нас привычно хотят репрессировать людей за обозначение реальной проблемы.
Источник: www.novayagazeta.ru
12.11.13.