В Мосгорсуде началось повторное рассмотрение дела об убийстве Политковской. Правозащитники ждали этого процесса, но опасаются, что имя заказчика названо не будет. Подробности у DW.
Рассмотрение по существу уголовного дела об убийстве журналистки «Новой газеты» Анны Политковской началось 24 июля в Московском городском суде. На скамье подсудимых пять человек. Уроженец Чечни Лом-Али Гайтукаев, его племянники — Рустам, Ибрагим и Джабраил Махмудовы, а также бывший оперативник ГУВД Москвы Сергей Хаджикурбанов. Никто из них своей вины не признает.
Нынешний суд по делу об убийстве Анны Политковской — повторный. Первый процесс по этому делу состоялся четыре года назад в Московском окружном военном суде. Тогда на скамье подсудимых были только братья Махмудовы и их дядя Лом-Али Гайтукаев. Тот процесс закончился оправдательным приговором. Однако в дальнейшем Военная коллегия Верховного суда России его отменила и отправила дело на новое рассмотрение в Московский окружной военный суд, который в свою очередь вернул дело в Следственный комитет.
Читайте также: Политковской уже не позвонить
Суд хочет «сделать красиво»
Правозащитники ждали этого процесса и надеялись на то, что хотя бы одно из громких политических дел будет раскрыто. Однако сейчас у них все больше опасений, что имя заказчика убийства журналистки так и не будет названо. И сторона потерпевших, и защита обвиняемых выражают недоумение в связи со спешкой в суде. Шеф-редактор «Новой газеты» Сергей Соколов предположил, что суд хочет успеть вынести приговор к годовщине убийства Политковской и, как он выразился, «сделать красиво».
При этом, отметил Сергей Соколов, он сам и вся редакция «Новой газеты» будут внимательно следить за процессом. «Мы не позволим превратить процесс по делу об убийстве Анны Политковской в клоунаду, как в России, к сожалению, иногда происходит, — заявил Соколов в интервью DW. — Я надеюсь, что в рамках этого процесса, действительно, будет установлена истина». Председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева отметила сам факт того, что названы исполнители и организаторы преступления.
«Их нашли, а это тоже редкий случай в столь громких делах, — заявила Алексеева в интервью DW. — Но что касается заказчика, то его мог назвать уже Павлюченко (еще один фигурант дела об убийстве Политковской, осужденный на 11 лет заключения. — Ред.). Но он получил наказание, а назвать имя главного виновника гибели Анны Политковской так и не решился. Поэтому у меня нет никакой уверенности в том, что мы когда-нибудь вообще услышим имя заказчика».
Также по теме: Новое расследование убийства Политковской напоминает фарс
Имя заказчика узнать не суждено?
Аналогичной точки зрения придерживается и лидер движения «За права человека» Лев Пономарев. При этом, по словам правозащитника, сами по себе «маневры» суда и следствия, которые старательно избегают огласки имени заказчика, являются дополнительным аргументом, подтверждающим версию о том, что заказчика убийства Анны Политковской надо искать во власти. «Кто еще, как не представитель власти, может иметь рычаги для давления на суд?» — рассуждает Лев Пономарев.
Председателю совета правозащитного центра «Мемориал» Олегу Орлову уже хватает доказательств причастности к убийству Анны Политковской представителя нынешней российской власти. «Заказчик — это, конечно, всем понятная фигура внутри страны, — заявил Олег Орлов в интервью DW. — И в рамках существующего ныне в России политического режима вообще вряд ли можно ожидать, что мы услышим имя заказчика, как бы мы ни добивались этого».
Права потерпевших нарушены
Вторая причина недовольства со стороны защиты и правозащитников начавшимся в Мосгорсуде процессом по делу об убийстве Анны Политковской связана с тем, что коллегия присяжных была отобрана без участия потерпевших и их представителей. В связи с этим дети Анны Политиковской — Вера и Илья Политковские отказались присутствовать в суде, так как считают судебный процесс нелегитимным.
Читайте также: Убийц Политковской так и не нашли
«Я согласна с детьми Анны Политковской, ведь их, как потерпевших, лишили законного права на участие в выборе присяжных», — заявила Людмила Алексеева в интервью DW. По словам правозащитницы, «подобранные присяжные» в этом процессе еще раз доказывают, что человек, который «заказал убийство Анны Политковской, очень близок властным структурам и более того, стоит достаточно высоко в вертикали власти, иначе следователи так не старались бы сохранить его имя втайне».
Нелегитимный приговор?
Олег Орлов, который, несмотря на скепсис, будет внимательно следить за ходом процесса в Мосгорсуде, так как ему «интересно было бы услышать доводы обвинения и узнать подробности той работы, которая была проведена в ходе нового следствия», также высказал претензии по процедуре отбора присяжных. По словам председателя правозащитного центра «Мемориал», при таком подходе к формированию коллегии заседателей возникают сомнения в честности и законности всего процесса.
Шеф-редактор «Новой газеты» также считает, что своими действиями по отношению к потерпевшим, в данном случае к детям Анны Политковской, суд в самом начале процесса подрывает доверие к вердикту, который будет вынесен. «Я считаю, что суд, не позвав на отбор присяжных заседателей детей Анны Политковской, не просто нарушил их права, как потерпевших, но и подложил под приговор, каким бы он ни был, настоящую бомбу», — заявил Сергей Соколов в интервью DW.