Близится Зимняя Олимпиада-2014 в Сочи. Ее проведению явно угрожает создавшаяся на сегодняшний день социально-криминогенная обстановка на Северном Кавказе и оккупированной Абхазии. Несмотря на множество попыток, за последние два десятка лет все никак не удается установить в регионе стабильность — и добиться этого в оставшееся время не предоставляется возможным.
Особенный переполох российской власти вызвало шестое покушение на абхазского «президента» Александра Анкваба. В России «обвиняют» местных силовиков в том, что те упустили процесс подготовки и осуществления столь серьезной операции — к которой прямо или косвенно причастны десятки людей, в том числе — известные лица.
Покушение на Анкваба расследует довольно болшая группа представителей разных направлений спецслужб, командированных из Москвы. Сделанные ими первые заключения и комментарии указывают на то, что РФ постарается всесторонне использовать в своих политических и пропагандистских целях результаты следствия и судебного процесса.
При подозрительных обстоятельствах покончил с собой перед арестом главный организатор нападения Алмасбей Кчач — бывший глава абхазского МВД и опора первого лидера сепаратистов Владислава Ардзинба. Также неубедительно выглядит самоубийство в следственном изоляторе еще одного организатора теракта. А ведь их показания позволили бы внести бы ясность не только по этому конкретному случаю. Прокуратура предъявила обвинение трем задержанным фигурантам дела – Анзору Бутба, Алхазу Хутба и Рамзи Хашигу. Объявлен розыск один из главных организаторов нападения — Павел Ардзинба, а также Рушбей Барциц и Астамур Хутаба.
Среди озвученных мотивов теракта особое внимание обращает на себя тема т.н. «абхазского джамаата» — разработке которой, видимо, придают особую значимость. У задержанного 5 мая в Гудауте главы этого «джамаата» Рустама Гицба при обыске нашли целый арсенал — сотни единиц оружия, тысячи единиц боеприпасов, десятки противотанковых и зенитных комплексов.
Было объявлено и о том, что «абхазский джамаат» является обним из подразделений «международной террористической организации» Имарат Кавказ, а Рустам Гицба находится в подчинении у Доку Умарова. Согласно распространенной информации, найденный арсенал предназначался для переправки в Сочи и осуществления там диверсионных актов.
Руководителями и вдохновителями всего этого названы спецслужбы Грузии и Турции. Для подкрепления данной версии был использован факт ареста, за участие в предыдущем нападении на Анкваба, члена «абхазского джамаата» Эдгара Читанава — у которого в селе Бзыбь также изъяли противотанковый гранатомет.
Сомнительно, чтобы Гицба и Читанава были связаны с покушением на Анкваба — также, как сомнительно само существование «абхазского джамаата». Но в продвижении этой версии российские пропагандистские ведомства видят интересную перспективу, которую можно эффективно использовать в создавшейся обстановке.
Как уже отмечалось, не возможно установить цивилизованным путем на Северном Кавказе и в Абхазии до 2014 года такой мирной обстановки, которая обеспечила бы безопасность Сочинской Олимпиады. Остается единственный путь: полностью изолировать этот регион и контролировать каждый квадратный метр и каждого жителя региона. А для этого как на Северный Кавказ, так и в Абхазию необходимо ввести большое количество военных и полицейских сил.
Создается образ врага в лице Турции и Грузии — что станет поводом для закрытия административной границы Абхазии с остальной Грузией и контроля морского побережья, чтобы исключить проникновение турецких и других иностранных кораблей. Продолжится изоляция Абхазии от черкесских республик под предлогом предотвращения «террористического» влияния со стороны Имарата Кавказа. А потомкам абхазских мухаджиров, проживающим в Сирии и других странах, этот режим отобьет всякое желание вернуться на историческую родину.
Усилится давление и на мусульманскую общину Абхазии. Впрочем, ей это будет не в новинку – абхазские мусульмане и без всякого прикрытия постоянно ощущали притеснения и гонения на протяжении последних 20-ти лет.
Дело в том, что объявленный главой «абхазского джамаата» Рустам Гицба является родным братом убитого в 2007 году Хазмата Гицбы – бывшего имамом мусульманской общины Абхазии. Вместе с Гицба у гудаутской мечети средь бела дня, на глазах у множества очевидцев, вооруженные лица в масках расстреляли приехавшего к нему в гости из Уфы Руслана Асадулина. Установлено, что убийцы въехали в Абхазию на автомобиле марки «Крайслер» — который впоследствии сожгли, и пересекли границу Краснодарского края на другой машине. Показания свидетелей выявили след российской военной разведки. Несмотря на такую информацию, убийства не расследованы до сих пор.
В 90-х годах Хамзат Гицба воевал против грузин в составе батальона мужа своей двоюродной сестры Шамиля Басаева. Владислав Ардзинба назначил его заместителем «министра обороны» и лично присвоил звание «Героя Абхазии».
В октябре 2010 года, на выходе из мечети, в Гудаута был убит член духовного управления мусульман Арсаул Пилия. Тяжело были ранены братья ранее убитого Роки Гицба – Рауль и объявленный ныне главой «абхазского джамаата» Рустам. Абхазские силовики не смогли раскрыть и это убийство.
В последние годы убиты активисты духовного управления мусульман Абхазии — Дамур Гуцба и Эмик Чакмач-оглы. С использованием отравляющего вещества в июне 2011 года были убиты 80-летний муфтий Абхазии и его жена. Случайно избежал смерти имам сухумской мечети Салих Кварацхелия – которому заминировали автомобиль.
На фоне убийств стольких мусульманских деятелей в маленькой Абхазии, которая считается наполовину христианской, наполовину — языческой и, частично, мусульманской, «козлами отпущения» могут быть объявлены представители других религий. Аналогичная обстановка существует и в северокавказских республиках. Только в Дагестане, где подавляющее большинство населения исповедует ислам, в последние годы убито 34 исламских духовных лиц высокого ранга. И тут тоже не раскрыто ни одного преступления — а причинами всех этих смертей называлась антиваххабитская деятельность жертв или их связи со спецслужбами. Хотя население уверено, что настоящими причинами убийств стала их нелояльность силовикам.
Без сомнений, при расследовании покушений на Александра Анкваба может «покончить» с собой еще какой-нибудь свидетель. Может исчезнуть какое-либо неудобное показание и акцент перенесут на связь абхазских террористов с мусульманскими экстремистами, ваххабитами и Имаратом Кавказ — а затем «выявят» связи последних со спецслужбами Грузии, Турции и т.д.
Все существующие симптомы указывают, что в 2014 году в Сочи олимпийцам, если Игры вообще будут проведены, придется соревноваться под вооруженной охраной. А жителям прилегающих районов — жить в условиях чрезвычайного режима.
Такое «благословление» получил на днях новый министр внутренних дел России Владимир Колокольцев — который сменил на этом посту генерала армии Рашида Нургалиева. Главной причиной отставки которого называется проведение «менее жесткой» политики в Северокавказском регионе.
(«Клуб экспертов«, Грузия)
29.05.12.