Напряженность в отношениях между США и Египтом, которая выплеснулась наружу в условиях продолжающихся антиамериканских протестов в Каире, порождает предположения о том, что два друга стоят перед лицом неопределенности в результате глубоких изменений в их взаимоотношениях.
Президент Обама сказал ранее на этой неделе, что Египет с его новыми исламистскими лидерами – это «продолжающаяся работа», тем самым выразив сомнения, испытываемые Вашингтоном со времени июньских выборов, на которых победил Мухаммед Мурси, связанный с «Братьями-мусульманами». Обама тогда добавил, что хоть США и не «считают Египет своим союзником… врагом мы его также не считаем».
Однако Мурси повел себя явно не как верный друг, не сумев действовать быстро против протестов, вызванных низкобюджетным сделанным в США фильмом, который унижает пророка Мухаммеда. А когда он все же сделал заявление по данному вопросу, оно, казалось, лишь мягко критиковало всплеск антиамериканского насилия.
Даже до начала протестов на этой неделе Мурси пытался удержать деликатный баланс между давлением изнутри, направленным на укрепление позиции Египта по отношению к США, и стратегической реальностью, заключающейся в том, что Египет зависит от Америки.
У Мурси будет шанс показать, как он удерживает этот баланс, когда он посетит США позднее в этом месяце. Однако его ответ на протесты – это лишь один показатель из многих, говорящих о том, что, хотя Мурси и не может себе позволить отдалиться от США, он в то же время хотел бы ослабить связи Египта с Америкой и сделать американо-египетские отношения менее особенными.
Например, можно ожидать, что визит в Вашингтон первого демократически избранного президента Египта будет воспринят с большой помпой, однако Белый дом еще не подтвердил, что Обама даже встретится с Мурси. В то же время, визит Мурси в Вашингтон, который проходит в рамках его путешествия в США для участия в заседании Генеральной Ассамблеи ООН в Ньью-Йорке, состоится после визитов в Китай – где он заключил соглашения по списанию долга – а также Саудовскую Аравию и Иран.
Изначальное раздражение Вашингтона по поводу короткой остановки Мурси в Тегеране для участия в саммите Движения неприсоединения исчезло после того, как египетский президент использовал свою речь, чтобы раскритиковать сирийского лидера Башара Асада. Это стало сюрпризом, разъярившим хозяев конференции – иранцев и заставившим сирийских делегатов покинуть зал.
Некоторые американские чиновники и эксперты по Египту надеются, что со временем Мурси почувствует себя достаточно сильным в своей новой роли, чтобы построить более твердые отношения с США. Их взгляд заключается в том, что США должны быть терпеливыми с новым правительством, которое все еще приспосабливается к своей роли после десятилетий нахождения в оппозиционных кругах.
США ведут переговоры с Каиром по поводу списания долгов, и чиновники говорят, что США также настаивают, чтобы Международный валютный фонд предоставил Египту многомиллиардную ссуду. К тому же, Торговая палата США в Египте недавно провела съезд более ста бизнес-представителей в Каире в рамках инициированной Белым домом попытки сделать Египет плодородной почвой для инвестиций.
Судя по этим усилиям, администрация США понимает, что Америка играет ключевую роль в укреплении египетской экономики и в том, чтобы помочь Египту создать рабочие места для тех же молодых людей, которые проклинали Америку и жгли ее флаги на этой неделе.
Но даже учитывая все это, прохладное высказывание Обамы по поводу Египта указывает на период «проверки» в отношениях, необходимый, чтобы определить, насколько близким партнером ближневосточная страна станет для США.