В Швейцарии отмывание коррупционных денег приравнивается к финансированию терроризма
Швейцарские банки умеют хранить тайну вкладов, но они не покрывают преступников. Эти слова, сказанные c некоторой обидой в конце 90-х в Берне в ответ на мой вопрос главой тогдашнего правительства Конфедерации, были не просто данью пиару. Швейцарский сейф утратил абсолютную непроницаемость под давлением глобализации и растущей зависимости Швейцарии от Евросоюза и США. Появился предел, за которым банковская тайна становится вредной для репутации страны и самих банков, объяснил мне глава отдела внешних связей Ассоциации швейцарских банкиров в Цюрихе Джеймс Нейсон.
Газета Tages-Anzeiger сообщила в начале недели, что прокуратура Швейцарской конфедерации блокировала несколько банковских счетов в рамках «дела Магнитского». Таким образом, история юриста, умершего в российской тюрьме в 2009 году, нашла продолжение в Швейцарии. Прокуратура заблокировала счета в Credit Suisse и других банках страны «по подозрению в отмывании денег». Замороженные счета были частью вкладов на сумму 230 миллионов долларов, которые принадлежат служащим полиции и налоговых органов России, подозреваемым в присвоении денег инвестиционного фонда HermitageCapital. То есть предположительно украденные российскими правоохранителями деньги в конце концов оказались в Цюрихе на счетах CreditSuisseи других швейцарских банков.
С дипломатической точки зрения, пишет газета Le Matin, это очень деликатное дело. Решение швейцарских властей совпало по времени с утверждением президентом Путиным закона, запрещающего американцам усыновлять российских детей («сиротского закона»). Он, как и другой закон, запрещающий въезд в США американцам, якобы причастным к нарушениям прав российских граждан, стал ответом на американский «список Магнитского».
Замораживание банковских счетов, на которых лежат сотни миллионов швейцарских франков, происходит в том же контексте. Более того, оно происходит после того, как 10 ноября при загадочных обстоятельствах скончался главный информатор швейцарской прокуратуры по делу Магнитского предприниматель Александр Перепеличный. Официально он умер у своего дома в Лондоне от сердечного приступа, отправляясь на пробежку, хотя раньше не имел проблем с сердцем.
После смерти Магнитского основатель фонда Hermitage Capital Уильям Браудер подал жалобу в прокуратуру Швейцарии, обвинив российских чиновников в отмывании денег. По его недавнему заявлению, Александр Перепеличный в 2010 году предоставил швейцарским следователям некую информацию о финансовых махинациях, разоблаченных Магнитским. Перепеличный якобы представил документы, которые свидетельствуют о сговоре российских чиновников с целью хищения денег фонда. Он, по словам Браудера, был важнейшим информатором швейцарских спецслужб.
По данным Tages-Anzeiger, прокуратура Швейцарии не ограничилась допросами Уильяма Браудера и Александра Перепеличного. Она обратилась к целому ряду банковских учреждений страны, которые предоставили ей документы и подробные клиентские выписки. Только после этого надзорный орган потребовал заблокировать счета в нескольких банках, в частности, в Credit Suisse.
Отвечая на вопросы журналистов, представители этого банка утверждали, что соблюдены все законы и нормы, касающиеся борьбы против отмывания денег и финансирования терроризма. Такой же ответ последовал от банка UBS. Отмывание коррупционных денег здесь приравнивается к финансированию терроризма.
В Европе пока не принят аналогичный американскому «список Магнитского» (для этого нужен широкий консенсус правительств многих стран). Но и без такого политического акта требование США о замораживании активов будет автоматически выполняться европейскими банками, которые связаны с банками США и ЕС, в том числе и швейцарскими, потому что Швейцария связана договорами Евросоюза.
Источник: novayagazeta.ru
12.01.13.