Было бы приятно сообщить, что за последние 13 лет Россия стала более демократичной, но, увы, это не так. Приятно также тешить себя надеждой, что нынешний президентский срок может стать для Путина последним, однако нет никаких признаков того, что отпраздновавший на днях 61-й день рождения президент собирается на пенсию. Вместо этого он ведет Россию к кризису легитимности, говорится в статье журналиста The Times Роджера Бойза.
Дело в том, что при Путине присутствие вымогательства в повседневной жизни усилилось, а отношения между бизнесом и политикой пронизала коррупция. Слухи о размерах личного состояния российского президента циркулируют давно, однако правильнее будет сказать, что он живет в мире, где деньги не нужны. «Все его потребности удовлетворяются не за счет его зарплаты в 200 тыс. долларов (ее хватило бы только на самые скромные экспонаты в его коллекции часов), а за счет частных пожертвований инициативных бизнесменов в пользу президентской администрации», — объясняет журналист. При этом предприниматели, которые не выразили свое почтение, оказываются за решеткой, как Ходорковский.
«Успешным малым предприятиям угрожают закрытием и проверками, если они не поделятся доходами с надзорным ведомством. Часть «добычи» идет наверх. Страна стала похожа на гигантскую пирамиду Понци», — пишет Бойз, упоминая хитроумную финансовую пирамиду 1920 года в США.
Эта конструкция может очень быстро рассыпаться, предупреждает автор: «Путинская система способна существовать лишь до тех пор, пока продолжается высокий рост, пока есть вера в справедливое распределение богатств и ощущение того, что Россию уважают в мире».
За все это отвечает путинский флагман — «Газпром», однако в последнее время он столкнулся со множеством вызовов, говорится в статье. Путин лишится своей пробивной силы одновременно с «Газпромом», поскольку доходы от продажи энергоресурсов формируют половину бюджета страны. Это объясняет чрезмерно резкий ответ на недавнюю акцию Greenpeace в Арктике: в Кремле полагают, что эксплуатация арктических месторождений спасет его в трудной ситуации.
«Неудивительно, что российские чиновники хотят выставить мирных протестующих «пиратами», — заключает Бойз. — Однако настоящий капитан Черная Борода засел в Кремле, на Красной площади, и играет с любимыми швейцарскими часами, в то время как его команда пересчитывает золотые дублоны. Чем быстрее он покинет государственный корабль, тем лучше».
09.10.13.