В телепрограмме Genç Bakış историк Эрхан Афьонджу (Erhan Afyoncu) ответил на вопросы студентов об Османской империи. Он обратил внимание как на ошибочные представления, о которых мы знаем, так и на некоторые совершенно неизвестные нам детали.

Ниже приведем его основные тезисы.

Османская империя — Россия

— В последние периоды своего существования Османская империя многого натерпелась от царской России. Именно Россия — одна из стран, сыгравших важную роль в распаде Османской империи; другая такая страна — Великобритания. Но Великобритания более дипломатична. Россия же грубая и жесткая. Сейчас мы снова наблюдаем эту грубость царской России.

— Русские выбрали свой радиус действия. Главная цель — выход в теплые моря. Россия предстала как защитница православных. Ее расширение было неблагоприятно для Османской империи.

— В последние два века существования Османской империи перед ней стояла серьезная демографическая проблема. На момент вступления в Первую мировую войну население России составляло 175 миллионов, Османской империи — чуть более 20 миллионов. Россия призывает 12 миллионов военных, мы — два миллиона 750 тысяч. В исторической литературе на этот факт редко обращают внимание.

— Русско-турецкая война 1877-1878 годов — одна из крупнейших катастроф в турецкой истории. В результате нее был сломан хребет Османской империи. Русские без труда могли взять Стамбул!

— Если бы не революция 1917 года и не разрушение царского режима в России, мы бы не могли существовать в наших нынешних границах. Россия оккупировала значительную часть Восточной Анатолии. Вернули мы ее благодаря Кязыму Карабекиру (османский военный и политический деятель, командовавший Восточным фронтом в конце Первой мировой войны, — прим. перев.).

— До 90-х годов XX века в мире было две главных силы. Одна из них — русские. Сейчас они ностальгируют по этому времени. Самолетный кризис в наших отношениях с Россией нанес удар по ее репутации. Теперь они пытаются взять реванш.

Женщина в Османской империи

— Большая часть турецких историков, коими со времен Османской империи были в основном мужчины, выражает беспокойство вмешательством женщин в дела османского государства. Такая точка зрения сохраняется и в республиканский период.

— Тем не менее, примеры вмешательства валиде-султан, Кесем Султан, Турхан Султан в дела государства показывают, что оно главным образом носило вынужденный характер. Разве 11-летний ребенок может управлять государством!

— Участие женщин, носивших титул валиде-султан, в управлении страной в XVII веке было благоразумным и полезным для государственного развития. Они свято чтили государство в период ослабления правящей династии, выводили страну из кризиса.

– Хюррем Султан не сама управляла государством, ее эпоха пришлась на XVI век, а благодаря сериалу она обрела популярность у современников.

Жены падишаха

— Усиление какой-либо семьи на территории османских земель тоже было нежелательным. Отдать дочь в жены падишаха – значит породниться с ним и обрести влияние. А когда возникает более одного центра силы, государство шатается.

— После XVIII века жены падишахов в основном имели кавказское происхождение.

— В гарем женщин покупали в статусе рабынь.

— Принятие ислама не было обязательным. Жена Мурада II Мара не была мусульманкой.

— По закону Османской империи жениться можно было на четырех женщинах. Но на 90-95% доминировало единобрачие.

Выдающиеся личности

— Мурад II — единственный падишах Османской империи, который добровольно отрекся от престола до своей смерти. Отрекшегося от престола Баязида II заставили сделать это.

— Фатих Султан Мехмет стоит особняком в списке османских государственных деятелей. Это политик с цельным характером, который занимался философией, искусством. Он лично участвовал в 17 походах как главнокомандующий своей армии. Он много читал, по его приказу осуществлялись переводы иностранной литературы.

— Явуз Султан Селим — тоже разносторонний государственный деятель. Когда он находился в Египте, его очень заинтересовали египетские пирамиды.

— 46 лет Сулейман Кануни восседал на троне. Его сын султан Селим II считается бездарным правителем. Тем не менее, это не так. При нем были взяты Кипр, Тунис, Йемен.

— Эвлия Челеби — еще одна значимая личность в истории Османской империи. Имя этого путешественника следовало бы дать ныне строящемуся третьему аэропорту в Стамбуле. Оставшиеся после него десять томов письменных источников – бесценная работа, связанная не только с нашей страной, но и с историей более 20 государств и народов.

— Личность Ибрагима Мутеферрики (мусульманский первопечатник, государственный деятель Османской империи, дипломат, переводчик, – прим. перев.) тоже должна быть удостоена, может быть, даже большего анализа в учебниках истории, чем османские султаны.

— Архитектору Мимару Синану придавалось значение, пусть и не вполне достаточное. Это великий гений и автор почти 400 произведений.

— Здесь также следует упомянуть имя Абдуллы Эфенди, разрешившего типографию.

Султаны не совершали хадж

— Во времена Османской империи хадж длился девять месяцев. Отправляли на него заместителей. У султанов такой традиции не было. Дорога в хадж была небезопасной. Отправляться в путь нужно было с многочисленным сопровождением, чтобы защититься от кочевых разбойников.

— С появлением пароходов в XIX веке совершать хадж стало проще. Султан Абдул-Азиз едет в Лондон, Египет. Но не на хадж!

— Султан Джем был единственным представителем османской династии, который совершал хадж. Вахдеттин отправился в хадж после того, как его свергли с престола. Но он не смог его завершить по соображениям безопасности.

— Османская империя была турецким государством. Прадедов Османа Гази во всех родословных связывают с легендарным предком турок — Огуз-ханом. В последнее время идентичностям стали придавать особое значение. Хотя во времена Османской империи мусульманской идентичности было достаточно.

— Просвещенная интеллигенция, возникшая в Османской империи, стала размышлять над тем, как мы можем спастись от распада. Они предлагали: давайте говорить «мы — османы, а не турки». Они отстаивали этот тезис и делали это вполне искренне. Но ничего не получилось. Тогда они сказали: «Мы — мусульмане». Но тут взбунтовались албанцы, греки. Эти споры время от времени возникали и в Турции. А именно — споры о «турецкой» национальной идентичности. А это и есть главный скелет народа, государства. Когда вы от него отказываетесь, он исчезает.

Образование и религия

— Повсюду функционировали начальные школы. Приоритетной целью должно было быть элитное образование. Османской империи удалось сделать это. Она обеспечила справедливое иерархическое распределение. Прежде всего, принимали талантливых детей.

— Османская империя была государством, которое пыталось претворять в жизнь исламское право. Но в последний период существования империи преобладало европейское право. Многие судебные разбирательства шли не в шариатских судах, а в регулярных судах европейского стиля. Произошла вестернизация.

— Распитие вина было личным грехом падишаха.

— В общественной жизни продажа алкогольных напитков мусульманам никогда не была свободной. Но в районе Галата это правило не действовало.

— Система девширме (принудительного набора мальчиков из христианских семей, – прим. перев.) не была повсеместной. Гораздо чаще дворец выбирал свой народ. Чиновничий аппарат и сословие улемов (мусульманских богословов и законоведов — прим.перев.) контролировали турки. Не было даже арабов. Все шейх-уль-исламы (титул высшего должностного лица по вопросам ислама, – прим. перев.) — турки.

Как же много уроков можно извлечь из истории!

Аббас Гючлю (Abbas Güçlü)

Источник: Milliyet, Турция

15.02.16.