Сенсационное сообщение о том, что российские разведслужбы взломали компьютерные системы избирательного штаба Хиллари Клинтон, судя по всему, пытаясь ослабить ее позиции в предвыборной борьбе за пост президента США против Дональда Трампа, может создать впечатление о чем-то вроде заговора.
Но правда настораживает гораздо больше. Действия России не являются частью заговора. Они являются элементами открыто и официально утвержденной доктрины — возобновления политической войны советского образца, в которой спецслужбы стремятся усилить разногласия между своими противниками, ослабляя западный фронт, сея вражду и несогласие всякий раз, когда предоставляется такая возможность.
Практика политических акций образца времен холодной войны применяется вновь — на основе новейших достижений, с использованием более современных, более неприглядных и подлых методов, в том числе огромной государственной медиа-империи, вещающей на западных языках, хакеров, шпионов, агентов, полезных идиотов, групп соотечественников и полчищ интернет-троллей. Целью кибератаки была не только Клинтон. Да и поддержка Трампа Москву не так уж интересует (пусть даже он и является добровольным полезным идиотом). Русские нацелены, ни мало, ни много — на демократические устои американского общества и на целостность системы западных либеральных ценностей.
Россия эффективно использует против нас наши демократические устои и наши принципы правового государства. Метод работает как компьютерный вирус. Они внедряют ложь, ложное обвинение, подтасованные факты, факты из незаконно-полученных материалов частных бесед — своего рода компромат — в наши СМИ, соревнующиеся за рейтинги и доходы от рекламы, а потом предоставляют нам возможность рвать друг друга на куски.
Взлом компьютерных систем штаба Клинтон (а до этого утечка материалов электронной переписки Национального комитета демократической партии) — случай далеко не единичный. Это последний (и самый публичный) пример в целой череде подрывных операций против демократических правительств и союзников США — в том числе против государств, стремящихся стать членами НАТО, и бывших российских сателлитов.
Политической дестабилизации способствовала утечка записанных на пленку материалов в Венгрии, Словакии, Македонии и Украине. Записанные телефонные разговоры американских дипломатов об Украине были обнародованы в стратегически важный момент. Точно так же утечка записей разговоров в Польше привела к поражению прозападного правительства и росту влияния более националистических сил, не особо склонных помогать Европейскому Союзу в преодолении трудностей в это непростое время.
Кроме того было и несколько утечек тщательно подобранных и сделанных в удачно выбранный момент Эдвардом Сноуденом, который сейчас проживает в Москве и, как недавно констатировали российские власти, сотрудничает со службами безопасности страны. С российскими службами безопасности открыто связана и организация Wikileaks, служащая прикрытием и площадкой для публикации похищенных хакерами документов.
С 2012 года просочившиеся в прессу записи разговоров — а подчас и сфабрикованные материалы — стали причиной падения прозападных правительств в Грузии и Молдавии, что вынудило Вашингтон и Брюссель поддержать переход власти к олигархам с тем, чтобы остановить дальнейшее вмешательство России.
Между этими весьма эффективными попытками дестабилизировать политическую обстановку — лишь немногими из огромного множества — есть две связующие нити. Во-первых, эти действия направлены против западных стран и лидеров, и их цель — вызвать внутренние разногласия и посеять рознь между ними. Во-вторых, Запад не спешит заступаться за потерпевших и определять виновников. За всеми ними — зачастую открыто — стоят российские силы.
***
Вскоре после вступления в должность президента в 2000 году Владимир Путин подписал свой первый официальный документ по вопросам безопасности, в котором в недвусмысленных выражениях было изложено реваншистское мировоззрение и заявлено о том, что «мировая гегемония» США является угрозой безопасности России. Запад продолжал считать Россию партнером (с которым порой бывает нелегко). Но с точки зрения Кремля США остаются его «главным противником».
Запад не торопится признать истинную суть правления Путина — захват России силами КГБ. Спецслужбы сейчас действуют, не зная никаких ограничений. Они и есть государство. В современной гибридной войне, которую ведет Россия, российская армия, ее дипломатический корпус, ее спецслужбы, ее государственные СМИ, ее госпредприятия — и даже ее спортивные федерации — являются винтиками одной машины. Все государство ведет подрывную деятельность против Запада.
Россия использует схему, разработанную в институте имени Андропова КГБ СССР и других спецслужбах, которая представляет собой набор методов, называемых «активными мероприятиями», и которую бывший сотрудник КГБ и перебежчик Олег Калугин описал следующим образом: «Не сбор разведывательной информации, а подрывная деятельность — активные мероприятия, направленные на то, чтобы ослабить Запад, вбить клин во всевозможные альянсы западного сообщества — особенно НАТО. Чтобы посеять раздор между союзниками, чтобы ослабить США в глазах жителей Европы, Азии, Африки, Латинской Америки и таким образом подготовить почву на случай, если война начнется на самом деле. Чтобы сделать Америку более уязвимой в условиях ненависти и недоверия со стороны других стран».
Западу не в состоянии определить угрозу или противостоять ей, поскольку он, в общей сложности, опять зациклен на политике сдерживания. В начале 1980-х годов президент США Рональд Рейган завершил длительный период сдерживания, заявив, что в отношении СССР у него есть простая политическая цель: «Мы побеждаем — они проигрывают». Он был вдохновителем стратегического плана, который в итоге привел к распаду Советского Союза, освобождению Европы и дал русским возможность жить в государстве, основанном на принципах плюрализма и представительной демократии, где они имели бы право определять свое собственное будущее. Но они этого не захотели.
Пора объективно оценить «поле боя», определить врага и выработать конкретный план борьбы. Выбора нет. Путин не довольствуется отведенным ему пространством — он даже готов вмешиваться в политику США, когда видит такую возможность. Чтобы найти противоядие, надо сначала признать наличие яда. Нам нужен новый Рейган, новый Черчилль, новый Трумэн — чтобы разбудить нас, вывести из того летаргического состояния, в котором мы пребываем, и не допустить краха системы, которая позволяет нам жить спокойно.
Нас много, европейцев (особенно на восточном фланге НАТО), которые видят эту войну и хотят бороться за то, что мы с помощью Америки построили в Европе. Мы ждем, что рядом с нами появится сильный американский лидер. У следующего американского президента должна быть четкая стратегия поддержки альянса свободных государств, объединившихся против нелиберальных ценностей, которые отстаивает Путин.
После двух войн, развязанных Россией против стран, стремящихся стать частью западного общества, Запад делает первые осторожные шаги в сторону сдерживания российской агрессии. Но одного сдерживания недостаточно. И теперь мы видим, почему — в ходе путинской войны был нанесен стремительный удар в самое сердце американской демократии.
Соединенные Штаты могут себе позволить находиться вдали от этого фронта. Но информационная война, к сожалению, не знает ни границ, ни расстояний — так что добро пожаловать на войну, Америка.
Ээрик-Нийлес Кросс — депутат эстонского парламента, бывший глава спецслужб Эстонии.
03.08.16.