Главная » Все Новости » События » Да, я – армянин, армянин до тех пор, пока не будет признан Геноцид армян

Да, я – армянин, армянин до тех пор, пока не будет признан Геноцид армян

Собеседник «Жаманака» — турецкий интеллектуал, основатель и директор издательства «Белге», правозащитник Рагип Зараколу

Господин  Зараколу, вы относитесь к тем представителям турецкой интеллигенции, которые не только публикуют книги о Геноциде армян, не только требуют от Турции признания Геноцида армян, но и многократно подвергались преследованиям со стороны властей Турции. Похоже, в этом году в Турции еще более явно наблюдаются изменения настроений (в лучшую сторону).  В стамбульском кинотеатре даже прозвучало слово «геноцид» – впервые за все время. Можно ли считать это прогрессом?

— Согласен, в этом вопросе мы сегодня оказались в лучшей ситуации. Международная ассоциация по правам человека, членом которой является также и Турция (центр находится во Франции), на протяжении уже нескольких лет ведет борьбу за признание Геноцида армян. То есть, защитники прав человека выступают с призывами, лекциями и постоянно напоминают об этом.

— Вы считаете, что наблюдающиеся сдвиги обусловлены активной работой ассоциации?

— Да. После 2005-го года мы начали работать свободно, организовывать мероприятия, то есть, в этом смысле, мы не сталкивались с запретами. Кроме этого, в последнее время наблюдаются изменения и у властей, но, на мой взгляд, самое главное — добиться изменений в сознании общества.

— Вы считаете, что важно не столько отношение власти, сколько — общества?

— Безусловно, наиболее важным является понимание общества, потому что общество может стать той движущей силой, которая вынудит власть измениться. И важна не только активность общества, но и крайне важна деятельность независимых журналистов, число которых в последнее время увеличилось, и которые действуют сегодня более активно.

— В Турции на самом деле увеличилось число людей, борющихся за признание Геноцида армян?

— Да, хотя и переоценивать число таких людей нельзя, потому что существует и противоположная сторона, которая пользуется одобрением правительства и довольно активна. Но изменения есть, и это очевидно.

— Несколько месяцев назад, находясь в Армении, вы говорили о том, что велико число турецких националистов, тем более много националистов среди молодежи, и объясняли это системой образования, которая, на ваш взгляд, неверна, поскольку учебник по истории в Турции предполагает изучение предмета не с 1915 года, или с предшествующих лет, а с 1923 года.

— В этом плане многое предстоит сделать, многое необходимо изменить, особенно в учебниках по истории, а также в книгах, потому что все, что было написано до этого, писалось по заказу властей. Но сегодня уже существует общественная организация «Прогресс национальной истории», которая провела исследования и предложила изменить учебники, даже организовала сбор подписей, и многие представители интеллигенции поставили свои подписи. Но самое главное – изменить политику отрицания, и отрицание это лежит в основе всей политики Турции.

— Отрицание, которое изменить невозможно в принципе?

— Да, невозможно, потому что оно лежит в основе внешней политики Турции.

— Но смотрите, хоть вы и отмечаете о продвижении, однако, из-за борьбы в защиту свободы слова, прав курдов, вас и турецкого писателя Мехмеда Гюлери хотят осудить на 7 лет лишения свободы…

— Турция сегодня переживает этап перемен. Я эти перемены, которые сегодня происходят в Турции, сравниваю с Советским Союзом. В обществе наблюдается раскол, часть граждан требуют демократии, а другая часть – являются приверженцами старого мышления. В прошлом году 24-го апреля в Анкаре впервые состоялась конференция, посвященная Геноциду армян.

Если мы обратимся к истории с курдами, то стоит отметить, что это, безусловно, шоу – доказательство национализма правительства и недостатков судебной системы. Это укоренилось также и в судебной системе: судят писателей, интеллигентов… Но правозащитники и либералы продолжают защищать права писателей. Националисты рассматривают проблемы не только с турецкой точки зрения. Поскольку геноцид организовала именно власть Турции, нам нужно попытаться изменить духовно-нравственную конформацию властей. Именно поэтому либералы и правозащитники говорят, что они рассматривают этот вопрос не с армянской, а общечеловеческой точки зрения.

— Много говорят о том, что настроения изменились после убийства Динка (главный редактор турецко-армянского еженедельника «Агос» (Agos) Грант Динк был убит 19 января 2007 года в Стамбуле, — прим. ред.). А вы как считаете?

— Когда убивают правозащитника, то в такой экстремальной ситуации сразу все становится ясно, люди становятся более терпимыми. Динка я считаю жертвой Егерна (великая резня — арм.): один миллион плюс еще один, и этим одним стал именно Грант Динк. Представители интеллигенции поняли, почему убили Динка, поняли, в конце концов, что именно произошло с Динком и его соотечественниками 95 лет назад.

— Господин Зараколу, вы все еще продолжаете оставаться армянином, не имея никакой кровной связи?

— Да,  я – армянин, армянин до тех пор, пока не будет признан Геноцид Армян. Боролся и буду бороться за признание. Для меня это – борьба всей жизни, я продолжу эту борьбу до конца жизни.

Оригинал публикации: Zhamanak

Zhamanak«, Армения)

26.04.11.