Когда я впервые встретился с президентом Владимиром Путиным в качестве генерального секретаря НАТО, российский лидер начал нашу беседу со слов о том, что он хочет, чтобы альянс был расформирован.
Если союзники по НАТО примут предложения России по новым отношениям в сфере безопасности в Европе, они непосредственным образом помогут ему продвинуться на шаг ближе к достижению его цели, передав Москве контроль над безопасностью в Центральной и Восточной Европе.
Согласно новым предложениям России, Организации Североатлантического договора придется запрашивать согласие Москвы на размещение войск в Центральной и Восточной Европе, воздерживаться от «любой военной активности» в Восточной Европе, Закавказье и Центральной Азии, а также прекратить любые учения НАТО вблизи территорий России. Это соглашение также требует письменной гарантии того, что Украине не будет предложено членство в НАТО, а проект договора с Соединенными Штатами запретит им отправлять военные корабли и самолеты «в районы, откуда они могут поражать цели на территории другой стороны», то есть такие районы, как Балтика и Черное море.
Прежде Россия уже пыталась добиться своего подобным образом. В ноябре 2009 года альянс НАТО отклонил предложенный Москвой проект Договора о европейской безопасности, потому что отношения между НАТО и Россией уже в достаточной мере освещены и урегулированы в Основополагающем акте о взаимных отношениях 1997 года, Хартии европейской безопасности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) 1999 года и Римской декларации 2002 года — в последнем документе были предприняты существенные шаги для удовлетворения требований России и налаживания диалога путем создания Совета Россия — НАТО.
Путин мастерски умеет провоцировать кризисы, чтобы потом заниматься их урегулированием, подобно пожарному, который пытается потушить то, что сам и поджег. Угрожая вторжением на Украину, российский лидер рассчитывает вынудить Соединенные Штаты и другие западные державы вести прямые переговоры с Кремлем — возможно, даже через головы их восточноевропейских и балтийских союзников, — предложить России уступки и позволить ей сохранить влияние на бывшие советские страны в обмен на мир.
У Путина слабые карты, но он мастерски их разыгрывает. Тем не менее, его тактика принесет плоды, только если мы уступим. Настал момент поймать Путина на блефе.
Соединенным Штатам и НАТО нельзя ни при каких обстоятельствах давать обязательств по будущему расширению альянса, формальному или фактическому. Россия уже подписала Хартию ОБСЕ 1999 года, которая гарантирует «неотъемлемое право каждого государства-участника свободно выбирать или менять способы обеспечения своей безопасности, в том числе соглашения и альянсы по мере их развития».
Это также означает, что мы должны положить конец фактическому вето Путина на евро-атлантические устремления Украины и Грузии, которого он добивается путем разжигания в этих странах конфликтов, интенсивность которых он повышает и понижает зависимости от своих планов.
В 2008 году мы пообещали Грузии и Украине членство в НАТО, и сейчас пришло время составить план действий для того, чтобы выполнить наше обещание. В случае необходимости мы можем сделать это с оговоркой, что Статья 5 Устава НАТО будет распространяться только на территории, находящиеся под контролем Киева и Тбилиси. Но альянс не может вести политику открытых дверей в вопросе своего расширения, позволяя Путину играть роль привратника.
Вторгнется ли Путин на Украину? Ответ на этот вопрос знает только он. Но, если он это сделает, мы должны отправить Украине значительную военную помощь и ввести экономические санкции, которые подорвут российскую экономику, в том числе отказаться от газопровода «Северный поток — 2».
Украинцы — это закаленный в боях народ, готовый сражаться за свободу, которую большинство европейцев воспринимают как должное. И мы, жители свободного мира, должны понимать, что они сражаются и за нашу с вами свободу тоже. История доказывает, что агрессоры редко ограничиваются соседними государствами.
НАТО — это альянс мира. Он стремится исключительно к мирному сотрудничеству с Россией и вовлечению Москвы в обсуждение архитектуры европейской безопасности. Однако поведение Путина делает такое сотрудничество крайне сложным.
Даже когда в 2014 году Россия разрушила основанный на нормах международный порядок мы все равно стремились к диалогу. Диалог очень важен, но он должен вестись на наших условиях, и стороны должны понимать, что мы не будем вести переговоры на основе угроз и эскалации.
НАТО не может вести переговоры под дулом пистолета. Если сейчас мы уступим, этот четкий сигнал услышат и демократические страны, которые полагаются на нас, и автократы, которые жалуются и боятся нашей свободы.
Андерс Фог Расмуссен — бывший генеральный секретарь НАТО.
Chechenews.com
05.01.22.