Бидзина Иванишвили утверждает, что после президентских выборов хочет оставить пост премьера и уйти в тень, но, возможно, не все так однозначно, пишет корреспондент The Guardian Шон Уокер.
Когда журналист сказал, что премьер, возможно, слишком чувствителен к критике, тот удивился: «Я по-настоящему обожаю критику! Это известно всем, кто меня знает».
Газета комментирует: «Всякому, кто в последнее время следил за политической жизнью Грузии, простительно думать, что все совершенно наоборот. И даже Иванишвили иногда признается в желании, чтобы население и СМИ порой были более щедрыми на похвалы, тем более что за год политической деятельности он, по его словам, «делал все правильно».
Иванишвили встретился с корреспондентом Observer в городе Мцхета, древней столице Грузии. За окном — собор XI века, множество нищих, верующие, священники с пышными бородами. По мнению автора, эта картина напоминает, что, несмотря на реформы Саакашвили, Грузия — преимущественно аграрная, консервативная и нищая страна.
Критики называют год, который Иванишвили провел у власти, катастрофическим в политическом, экономическом и дипломатическом (в плане отношений с Россией) смысле. Премьер возражает: «Это только крики и эмоции… Мы движемся в правильном направлении».
Газета комментирует: «Но всеобщие ожидания, что деньги миллиардера потекут в сторону простых грузин, не сбылись, и Иванишвили обнаруживает, что его «медовый месяц» в отношениях с электоратом подходит к концу». Иванишвили говорит, что после президентских выборов номинирует нового человека на пост премьер-министра и снова уйдет в тень.
Он также говорит, что его проект по превращению Грузии в идеальную европейскую демократию продвигается, но Саакашвили чинит ему помехи.
По словам Уокера, несколько человек из команды Иванишвили уверены, что премьер искренне хочет помочь стране. Даже оппозиционеры перестали относиться всерьез к своим прежним утверждениям, что Иванишвили — марионетка Кремля, продолжает автор. «Но в кулуарах многие признают, что он не очень-то умеет ни слушать чужие советы, ни доносить свои идеи до журналистов», — говорится в статье.
Об идее назначить нового премьера газета пишет: «Непрозрачная схема, которую целиком не понимает никто, кроме самого Иванишвили», а также утверждает, что Иванишвили собирается сделаться «кем-то вроде вездесущего благодетеля, который будет обеспечивать правительство деньгами и «контролем».
Когда Уокер предположил, что Иванишвили будет трудно удовольствоваться ролью нейтрального благодетеля, тот спокойно ответил: «Но я больше не буду политиком».
Как бы то ни было, вскоре после интервью Иванишвили объявил: если менее 60% населения поддержат его кандидата, сам он обидится и потеряет интерес к своим инициативам. Автор полагает: «Фактически Иванишвили шантажирует грузин, намекая, что завернет «денежный вентиль», если граждане не проголосуют по его воле».
Гига Бокерия из команды Саакашвили полагает, что Иванишвили нарочно выбрал слабого и неопытного политика в качестве кандидата в президенты. «В России 90-х все олигархи мечтали управлять политической жизнью из-за кулис, — говорит Бокерия. — Конечно, в России они выбрали неподходящую фигуру — Путина, и все покатилось в тартарары».
Сам Иванишвили сказал: «Вместе с обществом я буду контролировать правительство, от которого отойду». «Я предпочту пока не уточнять, каков будет механизм, как я буду действовать», — добавил он.