Одним из обнадеживающих итогов уходящего года является появление симптомов растущего понимания вредности для страны путинизма. Причем, это происходит как со стороны все больше вменяемых и разумных граждан русского народа, так и тюркских народов России. И к этому, как ни парадоксально, в решающей степени, прикладывает руку сам кремлёвский «гений».
Антитурецкий выпад Путина, который почему-то все 4,5 года не замечал участие своего «друга» Эрдогана в антиасадовской коалиции и безумные шаги Кремля по наказанию продажной «турецкой клики» создают опасную напряженность не только в политических и экономических отношениях двух стран. Есть признаки того, что авантюризм кремлевского «стратега» затрагивает, в немалой степени, прежде всего отдельные регионы России и населяющие их народы, близкие по языку, культуре и религии с турецким народам.
На это уже недвусмысленно указал глава Татарстана Р. Минниханов, который на заседании республиканского правительства дал свою оценку нынешнего кризиса между Россией и Турцией.
Хотя и в осторожной форме, но все же Минниханов отметил, что жители Турции настроены дружественно к России, а для татар турки являются братским народом. «Мы в одной языковой группе, одной религиозной принадлежности, и то, что сказал президент – для нас очень серьезная поддержка», – подчеркнул Минниханов. Он уточнил, что республика надеется на сохранение экономических связей с Турцией, в стадии переговоров находятся несколько крупных инвестиционных проектов. Они поверили в нашу республику, вложили $ 1,5 млрд инвестиций в современнейшие заводы, где работают 98% российских граждан. Эти предприятия являются резидентами России, и, конечно, перегибов здесь не должно быть, – сказал он.
Под «президентом», он имел ввиду Путина, когда несколько раз в своем выступлении открыто намекнул ему и федеральному центру о необходимости политического урегулирования кризиса. «Как сказал наш президент, между Турцией и Россией есть политические разногласия, и эти вопросы решаются на политическом уровне между нашими странами, а что касается народа – мы работаем в рамках российского законодательства».
Подобные заявления и позиция свидетельствует о том, что в отличие от авантюрного, непрофессионального центрального руководства, лидер одного из крупных регионов России понимает, чем может обернуться разрыв не только экономических, но и культурных связей между народами двух стран.
Думается, что руководитель Татарстана, не случайно наряду с экономическими вопросами отметил и важность сохранения культурных и гуманитарных отношений между Россией и Турцией. Накануне этого симптоматичного выступления Минниханова в Москве на уровне министерства культуры РФ было принято решение о запрете проживающим в России тюркским народам участвовать в песенном конкурсе «Тюрковидение-2015», который проходил в Стамбуле, под эгидой расположенной в Анкаре международной организации тюркской культуры «Тюрксой».
По данным сайта Eurovoix, как минимум 11 тюркских регионов России ранее выразили желание принять участие в «Тюрквидении-2015», включая представителей республик Алтай, Башкортостана, аннексированного Крыма, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Хакассии, Татарстана, Туваы и Якутии, а также Ставропольского края, Москвы и кумыков Дагестана.
Однако, несмотря на то, что во всех вышеперечисленных регионах и городах прошли отборочные соревнования, никто из победителей не поехал в Стамбул. Министр культуры РФ В. Мединский направил телеграмму российским регионам, намеревавшимся принять участие в конкурсе, предписав им «незамедлительно приостановить контакты с международной организацией «Тюрксой» и не участвовать в ее мероприятиях».
Вслед за этой телеграммой все российские регионы объявили об отказе от участия в конкурсе «Тюрковидение–2015». Последним выпал Татарстан, в столице которого, напомним, при участии Мединского в конце 2014 года, совет «Тюрксой» выбирал новую столицу тюркского мира. Ей стал туркменский город Мары. Это было сделано на церемонии закрытия года «Казань – культурная столица тюркского мира».
Подобные запреты минкультуры по указке Кремля следует рассматривать в общем контексте неосталинистской, неосоветской политики, которую Путин все активнее навязывает стране. Из истории хорошо известно о преследованиях в советские времена представителей различных тюркских народов под предлогом их якобы националистического уклона.
Можно привести имена известных партийных и общественных деятелей тюркских республик и краев СССР, которые были подвергнуты жесточайшим репрессиям сталинского режима, от татарина Султан-Галеева до узбеков Ходжаева и Икрамова и других ни в чем не повинных людей, чья вина заключалась лишь в желании как-то уберечь свою культуру от партийного произвола, наладить сотрудничество в рамках тюркского мира в условиях железного занавеса.
В годы Второй мировой войны сталинский режим под надуманным предлогом возможного сотрудничества тюркских народов Северного Кавказа и Крыма с гитлеровскими оккупантами и их потенциальным союзником Турцией, которая так не вступила в войну, депортировал эти народы в Казахстан и другие республики Средней Азии. По мнению отдельных историков, депортации должны были подвергнуться и азербайджанцы, однако, лишь потребность в добыче нефти и обеспечении фронта горючим, остановила Сталина от этого чудовищного преступления.
Старшее поколение, проживавшее в тюркских республиках и регионах СССР хорошо помнит как запрещалось любое напоминание о Турции, не говоря о поддержании каких либо связей с этой страной – членом НАТО, включая культурные, литературные, музыкальные и другие контакты. Даже проживавшему в СССР знаменитому турецкому поэту-коммунисту Назыму Хикмету власти препятствовали активно общаться со своими советскими собратьями. Без преувеличения можно сказать, что в СССР проводилась строгая и последовательная линия на запрет и всемерное ограничение контактов тюркоязычного населения с Турцией для «идеологической профилактики и предупреждения националистического влияния».
Нынешние запреты, вводимые Кремлем руками чиновниками от культуры, на культурные и гуманитарные связи с Турцией очень уж напоминают советские времена. А в нынешних условиях глобализации и развития всемирной паутины они выглядят совсем уж не только бессмысленными, но политически противоречивыми и вредными. Как все, что делает Путин и его верные шестерки. И как на этом фоне позорно выглядят пустые слова, произносимые Путиным, а также Лавровым о том, что действия России не направлены против турецкого народа.
Очевидно, что антитурецкая кампания Кремля направлена против собственного народа и фактически Кремль собственноручно создает напряженность уже внутри отдельных национальных регионов страны, о чем прямо сказал даже такой лояльный татарский тюрок, как Минниханов.